Краткое содержание: «Песчаная учительница»

Рассказ А.П. Платонова

Краткое содержание: «Песчаная учительница»
Рассказ «Песчаная учительница» был написан А.П. Платоновым в 1927 году. В сюжете автор описал фрагменты биографии своей невесты Марии Кашинцевой, ставшей прототипом главной героини. Рассказ учит бороться с трудностями, не сдаваться, жить ради других людей и помогать тем, кто нуждается в помощи.
 

Главные герои

 
  • Нарышкина Мария Никифоровна – девушка двадцати лет, педагог, смелая, решительная и самоотверженная
 

Краткое содержание

 
Мария Нарышкина была родом из города Астраханской губернии. Она была сильна и крепко сложена. Ни война, ни революция не коснулись её глухой родины. Отец жалел дочь и не разъяснял девочке всех событий. Мария видела песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов. Она любила читать книги по географии и брала их у отца, так как он был учителем. В шестнадцатилетнем возрасте отец отвёз её в Астрахань, где девушка выучилась на педагога. Спустя четыре года по окончанию учёбы Марию назначили учительницей в село Хошутово, на границе со среднеазиатской пустыней. Вскоре девушка оказалась в пустынных песках. Тогда она впервые увидела в пустыне бурю. В Хошутово была земская школа и десятки домов местных жителей. Село сильно было покрыто песком, который лежал огромными буграми. Везде были лопаты, которыми крестьяне очищали свои дворы от песка. Эта работа была бесконечной. Песок появлялся вновь и вновь. Мария стала жить в комнате при школе. Сторож, который устал от одиночества, был очень рад учительнице и помогал ей обустраиваться.
 
Мария принялась за работу. Она выписала из округа всё необходимое для школы. Спустя два месяца начались занятия. У Марии Никифоровны было двадцать учеников. Они ходили в школу как попало, день ходят, другой не ходят. С наступлением зимы завьюжили снежные бураны. Крестьянам жилось нелегко. Кругом царила нищета. Детей не во что было одевать и обувать. У людей заканчивался хлеб, им было нечего есть. Двое учеников умерли. Энтузиазм Марии начал угасать. Она не могла понять, что ей теперь делать. Голодных и больных детей учить было невозможно. Люди относились равнодушно к школе. Тогда учительница решила, что главным предметом в школе необходимо сделать обучение борьбе с песками. Она позвала людей и рассказала им про свой замысел, но они не верили, что это возможно. Мария подала заявление с подписями крестьян в окружной отдел народного образования и поехала в округ. Ей дали книги и советовали самой преподавать песчаное дело. Этим и закончился разговор. Спустя пару лет учительнице удалось убедить жителей Хошутово весной и осенью устраивать добровольные общественные работы.
 
У неё даже появились друзья. Через год вокруг огородов зазеленели шелюговые посадки, которые служили защитными полосами. Около школы Мария Никифоровна хотела устроить сосновый питомник. Нужно было сделать сосновые насаждения, которые могли увеличить урожаи. Даже шелюговые посадки увеличили урожай трав. В селе был недостаток топлива. Теперь его дала жителям шелюга. Из шелюжного прута, люди научились плести корзины, делать мебель. Люди в Хошутове стали жить лучше. Школа была полна не только детьми, но и взрослыми, которые приходили учиться жизни в песчаной степи. Однажды в Хошутово пришла беда. Появились тысячи кочевников и их стада. Каждые пятнадцать лет они появлялись в селе. Мария Никифоровна не понимала, что их ждёт, а местные жители очень хорошо знали, чем это закончится. Через трое суток от шелюги и от сосны ничего не осталось. Стада кочевников всё обглодали. Вода пропала. Кочевники поили своих животных по ночам и выбирали всю воду из колодцев. Учительница решила идти к вождю кочевников, но разговор с ним ничем хорошим не закончился.
 
Вождь считал, что так или иначе, кто-то всё равно останется голодным. И если бы в Хошутове было больше людей, чем кочевников, то было бы всё наоборот. После этой встречи Мария Никифоровна уехала в округ с докладом. В округе её выслушал завокроно и сказал, что в Хошутове теперь и без неё справятся. Население уже обучилось бороться с песками и начнёт шелюгу сажать снова. А затем он предложил учительнице перевестись в Сафуту – село, где селятся кочевники, переходящие на оседлость. Если бы Мария Никифоровна обучила бы осевших там кочевников культуре песков, тогда Сафута привлекла бы к себе и остальных кочевников. Кроме того, в такую глушь все отказываются ехать, а она – подходящая кандидатура. Мария Никифоровна задумалась о своей личной жизни. Затем она вспомнила вождя кочевников, сложную жизнь людей в пустыне и сказала, что согласна. Завокроно удивился и сказал женщине, что она могла бы заведовать целым народом, а не школой. Потом добавил, что очень рад и пожелал удачи.

Кратко об авторе

Андрей Платонович Платонов
Андрей Платонович Платонов
(28 августа 1899 г. - 5 января 1951 г.)
Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) — русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века. Андрей Платонович родился 28 августа 1899 в Воронеже. В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 г. по 1913 г. учится в городской 4-классной школе. С 1913 г. по 1915 г. работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»,...