Краткое содержание: «Золотые слова»

Рассказ М.М. Зощенко

Рассказ М.М. Зощенко «Золотые слова» был написан в 1939 году. Главная мысль произведения – прежде чем что-то сделать нужно подумать, а поступать следует по ситуации. Рассказ учит уважать взрослых, слушать родителей, вести себя скромно и вежливо.

Краткое содержание: Золотые слова

Главные герои

Минька и Лёля
Минька и Лёля
— брат и сестра, обычные шаловливые дети
Папа и мама
Папа и мама
— их родители, добрые и рассудительные
Бабушка
Бабушка
— мудрая и любящая внуков женщина
Папин начальник
Папин начальник
— гость, которому не нравилось поведение детей за столом

Краткое содержание

В детстве Минька с Лёлей очень любили семейный ужин. Им было интересно послушать, как взрослые рассказывали разные истории из своей жизни. Дети тоже подключались к разговору и нередко смешили гостей. Однажды папин начальник рассказывал историю о том, как он спас пожарного, который надышался дымом. Миньке с Лелей этот рассказ не очень понравился. Лёля перебила папиного начальника и хотела побыстрее рассказать свою историю. Начальнику это не понравилось, и он высказал недовольство тем, что родители сажают детей за стол вместе со взрослыми. Лёля снова вмешалась в разговор, и мужчина рассердился. Лёля получила «шлепок от мамы».

Потом Минька подключился к разговору, рассуждая о том, как смог угоревший пожарный поблагодарить спасителя, если был без сознания. Гости засмеялись, а папин начальник сказал родителям, что их дети невоспитанные. Бабушка поругала Лёлю. Папа сказал, что с этого дня он запрещает детям с ними ужинать. Минька с Лёлей вышли из-за стола, и с того дня два месяца не ужинали вместе со взрослыми. Потом отец разрешил детям с ними ужинать, но запретил им что-либо говорить за столом. Однажды они вместе ужинали. Дети поели и приступили к десерту. Когда Минька намазывал булку маслом, он обнаружил, что масло было замёрзшее и стал греть его над стаканом папиного начальника, с которым сидел рядом. Вдруг масло соскользнуло с ножа и упало в чай. Но никто этого не заметил, кроме Лёли.

Она стала хихикать, когда папин начальник, что-то рассказывая, помешивал чай ложкой. Когда начальник сделал глоток, он заохал и стал кашлять. Мама заглянула в чашку и поняла, что в чай попало масло. Когда все узнали, что произошло, отец спросил, почему никто из детей не предупредил о том, что в чашке с чаем масло? Тогда Лёля с Минькой объяснили, что им было строго запрещено разговаривать за столом. Родители и бабушка стали объяснять детям, что взрослых нужно обязательно слушаться, но действовать нужно по обстоятельствам. Тогда детей бы не поругали, а похвалили. Папа сказал, что брат с сестрой поступили глупо и добавил, что «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. Эти слова надо золотыми буквами записать в своём сердце».

Частые вопросы

  • О чём рассказ «Золотые слова»?
    Рассказ «Золотые слова» повествует о попытках родителей воспитать маленького Лёлю, используя наставления и «золотые слова», почерпнутые из книг и статей о воспитании. Однако эти попытки приводят к комичным и непредсказуемым последствиям.
  • Кто главный герой рассказа?
    Главный герой рассказа – маленький мальчик по имени Лёля.
  • Какие «золотые слова» пытались внушить Лёле родители?
    Родители пытались внушить Лёле такие «золотые слова», как «нужно делиться», «нельзя жадничать», «все люди братья», и другие моральные принципы.
  • Почему попытки родителей воспитать Лёлю терпят неудачу?
    Попытки родителей терпят неудачу, потому что они слепо следуют теориям и не учитывают возраст и психологию ребенка. Лёля не понимает абстрактных понятий и реагирует на ситуации исходя из своих непосредственных желаний.
  • Какова основная тема рассказа?
    Основная тема рассказа – несоответствие между теоретическими знаниями о воспитании и реальной жизнью, а также абсурдность слепого следования правилам без учета индивидуальности ребенка.
  • Какова мораль рассказа «Золотые слова»?
    Мораль рассказа заключается в том, что воспитание требует гибкости, понимания и индивидуального подхода к каждому ребенку. Нельзя слепо следовать шаблонам и «золотым словам», не учитывая реальную ситуацию и особенности ребенка.
  • Какие комические ситуации возникают в рассказе?
    В рассказе возникают комические ситуации, когда Лёля буквально понимает «золотые слова» и начинает делиться всем подряд, даже вещами, которые ему дороги. Например, он отдает свои ботинки, полагая, что это и есть проявление щедрости.
  • Как характеризует родителей их слепое следование «золотым словам»?
    Слепое следование «золотым словам» характеризует родителей как наивных и непрактичных, оторванных от реальной жизни. Они пытаются воспитать ребенка по книгам, забывая о здравом смысле и интуиции.
  • Какую роль играет юмор в рассказе?
    Юмор играет важную роль в рассказе. Он помогает высмеять абсурдность и неэффективность формального подхода к воспитанию. Комические ситуации, возникающие с Лёлей, делают рассказ забавным и запоминающимся.
  • Как заканчивается рассказ «Золотые слова»?
    Рассказ заканчивается тем, что родители осознают, что их методы воспитания не работают, и приходят к выводу, что нужно действовать более разумно и гибко. Лёля же, скорее всего, остаётся в недоумении относительно странного поведения взрослых.

Автор произведения

Михаил Михайлович Зощенко — советский писатель, драматург, сценарист и переводчик, классик русской и советской литературы. В 1907 году он написал рассказ «Пальто». В 1919 г. Зощенко занимался в творческой Студии. К середине 1920-х годов он стал одним из самых популярных писателей. Несмотря на высокую писательскую активность, подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей. Начальные главы научно-художественного исследования были изданы в 1943 году под названием «Перед восходом солнца».

Rejoining the server...

Rejoin failed... trying again in seconds.

Failed to rejoin.
Please retry or reload the page.

The session has been paused by the server.

Failed to resume the session.
Please reload the page.