Краткое содержание: «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова

Краткое содержание: «Мастер и Маргарита»
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» писался на протяжении 12 лет (1928-1940), но так и не был закончен. Редактирование черновиков после смерти автора осуществляла его жена Елена Сергеевна. Идейный замысел произведения – это борьба добра и зла, которые неотделимы друг от друга. Зло предстаёт в образе Воланда, который наказывает людей, а добро олицетворяет Иешуа. Каждый человек в ответе за свои поступки. Зло всегда наказуемо, а добро всегда отзывается добром.
 

Главные герои

 
  • Мастер – автор романа о Понтии Пилате
  • Маргарита – его возлюбленная
  • Воланд – профессор чёрной магии, являющийся на самом деле Сатаной
  • Азазелло – член свиты Воланда, низкий, рыжий, клыкастый субъект
  • Коровьев – спутник Воланда, высокий тип в клетчатом пиджаке и пенсне
  • Бегемот – говорящий чёрный кот, превращающийся в толстяка
  • Понтий Пилат – пятый прокуратор Иудеи, в котором человеческие чувства борются со служебным долгом
  • Иешуа Га-Ноцри – бродячий философ
  • Михаил Берлиоз – председатель МАССОЛИТа, профсоюза литераторов
  • Иван Бездомный – поэт, член МАССОЛИТа
  • Степан Лиходеев – директор театра Варьете
  • Иван Варенуха – администратор Варьете
  • Григорий Римский – финансовый директор театра
  • Андрей Соков – буфетчик Варьете
  • Василий Ласточкин – бухгалтер Варьете
  • Никанор Иванович Босой – председатель жилтоварищества
 

Краткое содержание

 
Часть первая
Главы 1-3
 
Гуляя по Москве на Патриарших прудах, председатель профсоюза литераторов МАССОЛИТа Михаил Берлиоз с поэтом Иваном Бездомным разговаривают об Иисусе Христе. Берлиоз пытается доказать собеседнику, что Христа не существовало и упрекает поэта, что он в своей поэме создал его негативный образ, когда можно было просто опровергнуть факт его существования. Тут появляется незнакомый мужчина, похожий на иностранца и подключается к разговору. Он спрашивает о том, кто же управляет людьми, раз Бога не существует. Услышав в ответ, что своей жизнью управляет сам человек, он предсказывает Берлиозу смерть от русской женщины, которая отрежет ему голову, так как «Аннушка разлила подсолнечное масло».
 
Незнакомец по просьбе приятелей показывает им документы и говорит, что приехал в Москву как консультант по чёрной магии. Он утверждает, что Иисус существовал и начинает рассказ о Понтии Пилате. К прокуратору Понтию Пилату приводят избитого человека лет двадцати семи. Он должен утвердить смертный приговор, вынесенный святейшим Синедрионом о том, что Иешуа Га-Ноцри якобы призывал к разрушению храма. Но в ходе беседы с Иешуа прокуратор начинает проникаться доверием к обвиняемому, который чудесным образом избавил его от мигрени и который ко всем людям относится по-доброму. Несмотря на то, что Прокуратор старается убедить Иешуа отказаться от слов, которые ему приписывают, Га-Ноцри подтверждает сведения из доноса Иуды из Кириафа, что выступал против власти великого кесаря.
 
Пилат делает ещё одну попытку спасти Иешуа. Он ходатайствует, чтобы из двоих заключённых по ведомству Синедриона был помилован именно Иешуа, но первосвященник Каифа дарует жизнь бунтовщику Вар-раввану. Берлиоз не верит в реальность этой истории, но иностранец заявляет, что лично всё видел своими глазами. Михаил считает его сумасшедшим, а консультант заявляет, что намерен жить в его квартире. Председатель профсоюза литераторов отправляется к автомату позвонить в бюро иностранцев. Он собирается перейти через трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле и падает на рельсы. Колёсами трамвая, которым управляет женщина, Берлиозу отрезает голову.
 
Главы 4-6
 
Иван Бездомный в ужасе прибывает на место трагедии и узнаёт, что масло, на котором поскользнулся Михаил, пролила некая Аннушка. Иван хочет призвать к ответу иностранца, но теперь он делает вид, что ничего не понимает на русском. Кроме того, иностранца поддерживает странный мужчина в клетчатом пиджаке, а потом они вдвоём удаляются в сопровождении огромного чёрного кота. Ивану их догнать не удаётся. Поэт врывается в незнакомую квартиру, думая, что консультант по магии скрывается там. Взяв оттуда образок и свечку, Иван продолжает погоню, а у Москвы-реки решает искупаться. Вскоре поэт видит, что его одежда украдена. Одевшись в рваную кофту и кальсоны, Иван отправляется в ресторан МАССОЛИТа.
 
В здании МАССОЛИТа литераторы, собравшихся на заседании, ждут председателя Берлиоза, но его нет. В ресторане они узнают о гибели Берлиоза, но радуются тому, что сами живы и здоровы. Приходит Иван Бездомный в кальсонах, с иконой и свечой в руках и начинает искать иностранца, виновного в смерти Берлиоза. Его пытаются успокоить, но разгневанный Иван затевает драку, его связывают и везут в психиатрическую клинику. Иван рассказывает доктору свою историю о консультанте по магии, который подстроил трагедию с гибелью Берлиоза и лично знаком с Понтием Пилатом. Поэт хочет позвонить в милицию, но его не слушают. Он предпринимает неудачную попытку сбежать, после чего ему ставят диагноз «шизофрения» и закрывают в палате.
 
Главы 7-9
 
Директор московского театра Варьете Лиходеев просыпается в своей квартире, в которой проживал ранее с покойным Берлиозом. Он видит незнакомца, который представляется профессором чёрной магии Воландом и утверждает, что Лиходеев назначил ему встречу. Ему необходимо уточнить детали по контракту на выступления в Варьете, о котором Стёпа ничего не помнит. Он звонит в театр, после чего видит ещё одного типа в пенсне и огромного говорящего кота, пьющего водку. Вдруг прямо из зеркала появляется низенький рыжеволосый субъект Азазелло и говорит, что выкинет его из Москвы. После этого Лиходеев оказывается в Ялте. Доктор Стравинский беседует с Иваном Бездомным и спрашивает, что он предпримет, если его отпустят из больницы.
 
Бездомный говорит, что отправится в милицию сообщить о странном консультанте. Доктор убеждает пациента в том, что ему не поверят и предлагает Ивану отдохнуть в палате, а заявление в милицию написать письменно. Мужчина соглашается. Никанор Иванович Босой, председателя жилтоварищества в доме на Садовой, где жил Берлиоз, приходит в его квартиру, где видит в кабинете Берлиоза мужчину. Он представляется Коровьевым, переводчиком артиста Воланда, живущего у Лиходеева по договорённости с хозяином, уехавшим в Ялту. Коровьев просит сдать артисту квартиру Берлиоза и отдаёт ему квартплату и взятку, после чего Босой уходит. По желанию Воланда Коровьев сообщает в полицию, что председатель жилтоварищества незаконно хранит дома валюту. При обыске у Никанора Ивановича находят доллары и арестовывают его.
 
Главы 10-12
 
Финансовый директор Варьете Римский и администратор Варенуха не могут понять, куда пропал Лиходеев. В это время Варенуха получает телеграмму из Ялты о подтверждении личности Степана Лиходеева. Коллеги думают, что это розыгрыш, так как Лиходеев звонил четыре часа назад из своей квартиры. Варенуха звонит в квартиру Стёпы, где ему отвечают, что он уехал за город. По новой версии «Ялта» – чебуречная, где Лиходеев напился и развлекается, посылая на работу телеграммы. Римский велит Варенухе нести телеграммы в милицию. Некто звонящий по телефону приказывает администратору не делать этого, но тот всё равно отправляется в отделение. По дороге он подвергается нападению толстяка, похожего на кота, и низкого клыкастого субъекта. Варенуху доставляют в квартиру Лиходеева, где он видит обнажённую рыжую девицу.
 
Иван Бездомный пытается написать заявление в милицию, но ему никак это не удается. Поэт разговаривает сам с собой. С одной стороны, он волнуется из-за гибели Берлиоза, с другой считает, что вместо паники нужно было вежливо расспросить консультанта подробнее о Пилате и узнать продолжение истории. В этот момент на балконе палаты Бездомного появляется незнакомец. Григорий Римский не понимает, куда исчез Варенуха, причём все телефоны в театре оказываются сломаны. Появляется Воланд вместе с котом и Коровьевым и начинается представление. Воланд ведёт беседу на публике о том, что Москвичи сильно изменились внешне, но интересно, стали ли они другими внутренне. Бенгальский объясняет зрителям, что иностранный артист восхищён Москвой и её жителями, но артисты возражают, что этого не говорили. Коровьев, которого Воланд называет Фагот показывает фокус с колодой карт.
 
После чего один из зрителей находит у себя кармане пачку купюр. Дальше деньги начинают сыпаться с потолка, и люди бросаются их собирать. Конферансье называет это «массовым гипнозом» и говорит, что купюры ненастоящие, но артисты опровергают эти слова. Фагот заявляет, что Бенгальский ему надоел, и размышляет, что ему с ним сделать. Кто-то из зрителей предложил оторвать ему голову, и кот отрывает Бенгальскому голову. Воланд рассуждает, что люди остались прежними, и велит вернуть голову обратно. Бенгальского увозит скорая помощь. Коровьев приглашает зрителей в дамский магазин. На сцене появляются ряды одежды, и начинается обмен старых платьев зрительниц на новые. После этого зритель из зала требует обещанного разоблачения. В ответ Фагот разоблачает его, говоря, что вчера он был не на работе, а у любовницы. Сеанс завершается скандалом.
 
Главы 13-15
 
Незнакомец с балкона оказывается пациентом лечебницы. У него связка украденных ключей, но он не бежит из лечебницы, так как бежать ему некуда. Узнав, что Бездомный оказался здесь «из-за Понтия Пилата», он говорит Ивану, что на Патриарших прудах тот встретился с дьяволом. Гостя Ивана тоже привёл в лечебницу Понтий Пилат. Незнакомец написал о нём роман. Он представился Ивану Мастером и рассказывает о том, как однажды выиграл сто тысяч рублей, бросил работу в музее, снял квартиру и стал писать роман, а вскоре встретил свою возлюбленную. Когда роман был окончен, в печать книгу не взяли. Но после публикации отрывка, критики клеймили роман «пилатчиной», а автора называли «воинствующим старообрядцем». Особенно усердствовал критик Латунский, за что возлюбленная Мастера обещала его убить.
 
Вскоре после этого Мастер подружился с поклонником литературы по имени Алоизий Могарыч, который очень не понравился Маргарите. Рецензии продолжали выходить, и Мастер начал сходить с ума. Он сжёг в печи свой роман. Вошедшая женщина успела спасти несколько обгоревших листов. Ночью, когда Маргарита покинула Мастера для того, чтобы расстаться с мужем, её возлюбленного выселили, после чего он попал в лечебницу. В это время в соседнюю палату приводят пациента, который жалуется на то, что ему оторвали голову. Иван спрашивает Мастера, почему он не сообщил обо всём Маргарите, но тот отвечает, что боится сделать её несчастной. Финдиректор Варьете видит из окна женщин, на которых вдруг пропала одежда. Эти дамы посещали магазин Фагота. Он хочет воспользоваться телефоном, но в трубке слышит «развратный женский голос». Вечером в театре появляется Варенуха с рассказом о Лиходееве, который напился в чебуречной «Ялта» и устроил розыгрыш с телеграммами.
 
В итоге он попал в вытрезвитель. Григорий заметил, что администратор странно ведёт себя: прикрывается от света газетой, причмокивает, бледнеет и совсем не отбрасывает тени. Финдиректор запирает кабинет изнутри, а через окно к нему заходит рыжая нагая девица. Но расправиться с Римским они не успевают, так как раздаётся крик петуха. Поседевший от ужаса финдиректор, поспешно уезжает в Ленинград. Никанор Иванович рассказывает в полиции про нечистую силу и про переводчика. В том, что брал рубли сознался, но откуда взялись доллары понять не может. Его отвозят в лечебницу. В квартиру №50 отправляется полиция, чтобы проверить действительно ли кто-то есть внутри, но в квартире никого нет, а печати на дверях – целые. В лечебнице Никанору снится сон о том, что его допрашивают в каком-то театре. Он кричит во сне, и его крики будят других пациентов. После этого Иван Бездомный видит сон про Понтия Пилата.
 
Главы 16-18
 
На Лысую гору привозят приговорённых к смертной казни, в том числе Иешуа. После распятия люди расходятся. Ученик Иешуа Левий Матвей хотел добраться до Га-Ноцри и заколоть его ножом, чтобы избавить его от мучений, но ему это не удалось. Он просит Бога подарить Га-Ноцри смерть, но Господь не слышит его просьбу, и тогда Левий Матвей начинает проклинать его. На гору поднимается командир когорты и приказывает убить страдальцев на столбах уколом копья. Начинается гроза, все расходятся. Левий Матвей похищает тело Иешуа. Тем временем в Варьете выясняется, что все документы о Воланде пропали, нет даже афиш о сеансе. Василий Ласточкин идёт в комиссию зрелищ, где видит в кабинете председателя пустой костюм, который подписывает бумаги.
 
Испуганная секретарша уверяет, что к начальнику заходил толстяк, похожий на кота. В филиале комиссии оказывается, что некий тип в клетчатом пиджаке организовал кружок хорового пения, а затем исчез, причём люди, которые поют, не могут остановиться. Ласточкин хочет сдать выручку от вчерашнего спектакля, но вместо рублей в его портфеле оказывается валюта. Бухгалтера арестовывают. В столицу приезжает дядя Берлиоза Максим Поплавский, который получил телеграмму о смерти племянника, подписанную именем Берлиоза. Родственник покойного рассчитывает получить в наследство квартиру в столице. В квартире Поплавский встречает Коровьева, который, плача, рассказывает о гибели Берлиоза.
 
Появляется кот и требует у гостя паспорт, а затем сообщает, что Поплавского на похоронах не будет. Азазелло выгоняет гостя из квартиры, советуя не мечтать о квартире в Москве. После этого в «нехорошую» квартиру приходит буфетчик Варьете Соков. Воланд упрекает его за недостатки в работе: брынза зелёного цвета, осетрина не свежая, а чай, как помои. Буфетчик недоумевает, что червонцы в кассе превратились в резаную бумагу. Воланд предсказывает Сокову смерть от рака печени через девять месяцев. Соков хочет показать, что случилось с деньгами, но бумага вновь становится червонцами. Буфетчик бежит к доктору. Платит за приём червонцами, и после его ухода они становятся винными этикетками.
 
Часть вторая
Главы 19-21
 
В день странных событий с Поплавским Маргарита просыпается с плохим предчувствием в доме мужа. Ей приснился Мастер и она идёт гулять по Москве. Девушка видит похороны Берлиоза. Рядом с ней присаживается гражданин с торчащим клыком и, назвав, её по имени, приглашает в гости к известному иностранцу, давая понять, что, согласившись, она сможет узнать о возлюбленном. Маргарита соглашается и получает от Азазелло волшебный крем и инструкции по его использованию. Намазавшись, она становится моложе и приобретает способность летать. Она пишет записку мужу, садится на швабру, и на глазах у горничной и соседа снизу вылетает в окно. Маргарита становится невидимой и летит по ночной столице. Девушка влетает в квартиру критика Латунского, погубившего Мастера и устраивает разгром. Скоро её догоняет Наташа верхом на борове. Домработница Маргариты намазалась остатками крема и намазала соседа Николая Ивановича, в результате чего стала ведьмой, а он – боровом. Искупавшись в реке, Маргарита летит в Москву на летающем автомобиле.
 
Главы 22-24
 
В «нехорошей» квартире Маргарита узнаёт от Коровьева о бале сатаны, на котором она будет королевой. Воланд играет с котом в шахматы, беседует с Маргаритой, после чего она готовится к балу. Чудесным образом внутри квартиры помещаются огромные залы. Маргариту купают в розовом масле, надевают на неё регалии королевы и провожают встречать гостей, которыми являются воскресшие преступники. После приёма Маргарита облетает залы. Азазелло на блюде подносит Воланду голову Берлиоза, которая превращается в чашу. Её наполняют кровью барона Майгеля – московского чиновника, живого гостя на балу, которого застрелил Азазелло. Маргарита пьёт из чаши и бал заканчивается. Маргарита волнуется, что за присутствие на бале сатаны, она не получит награду. Когда Воланд предлагает исполнить её любое желание Маргарита просит, чтобы ей сейчас же вернули Мастера. И тут же появляется Мастер, который рассказывает Воланду про свой роман. Сожжённая рукопись оказывается в руках Воланда совершенно целой. Маргарита просит вернуть всё на свои места. Наташу по её просьбе оставляют ведьмой. Николаю Ивановичу возвращают его человеческий облик. Появляется Иван Варенуха, превращённый свитой Воланда в вампира и умоляет отпустить его. Воланд возвращает Мастера и Маргариту в их подвальную квартирку.
 
Главы 25-27
 
К прокуратору приходит начальник тайной службы Афраний и сообщает, что казнь состоялась. Понтий Пилат велит ему предать земле тела казнённых, а затем заказывает Афранию убийство Иуды из Кириафа, на которого покушаются друзья Га-Ноцри. Афраний совершает убийство и возвращается в город. Прокуратору снится, что он спорит с Иешуа о важных вещах, и прокуратор понимает, что он струсил, побоявшись оправдать Иешуа в ущерб своей карьере. Афраний рассказывает, что Иуда мёртв, а Пилат велит ему пустить слух, что Иуда сам покончил с собой. Прокуратор узнаёт от Афрания, что тело Иешуа было найдено у Левия Матвея, который не хотел его отдавать. Левия приводят к прокуратору, который упрекает Пилата в смерти Иешуа. Он предупреждает, что убьёт Иуду, но прокуратор сообщает, что предатель уже мёртв. В «нехорошей квартире» полиция обнаруживает говорящего кота, который исчезает, разлив горящий бензин из примуса. Квартиру охватывает огонь, а из её окна вылетают четыре силуэта.
 
Главы 28-32
 
Кот вместе с Коровьевым появляются в магазине, торгующем за валюту и призывают людей протестовать против того, что дефицитные товары продают не своим за рубли, а иностранцам за валюту. Затем они устраивают пожар в магазине и в ресторане Грибоедова. К Воланду является Левий Матвей и передает, что Иешуа прочёл роман Мастера и просит Воланда подарить автору и его любимой заслуженный покой. Воланд велит Азазелло всё устроить. Мастер и Маргарита в своей квартире разговаривают о прошедших событиях. Мастер пытается убедить возлюбленную не губить свою жизнь вместе с ним, а она верит Воланду. Появляется Азазелло, поджигает квартиру, и все трое, на чёрных конях, поднимаются в небо. Мастер прощается с Иваном Бездомным и говорит, что он должен написать продолжение истории о Пилате.
 
Азазелло, Мастер и Маргарита воссоединяются с Воландом, Коровьевым и Бегемотом. С наступлением ночи летящие всадники меняют облик. Коровьев становится рыцарем в фиолетовых доспехах, Азазелло – пустынным демоном-убийцей, Бегемот – стройным юношей. На глазах возлюбленной Мастер обзаводится седой косой и шпорами. Воланд поясняет, что сегодня сводятся все счёты. Он сообщает Мастеру, что Иешуа прочёл его роман и отметил, что он не окончен. Перед глазами всадников предстают сидящий Понтий Пилат и собака. Две тысячи лет Пилат видит один и тот же сон: лунную дорогу, по которой не может пойти. «Свободен!» – кричит Мастер, отпуская своего героя и завершая роман, и Пилат уходит вместе со своей собакой по лунной дороге туда, где его ждёт Иешуа. Мастера и его возлюбленную ждёт покой, а Воланд вместе со своей свитой исчезает.
 
Эпилог
 
Следствие по делу о Воланде прекратили, объясняя всё произошедшее появлением шайки гипнотизеров. Варенуха становится вежливым человеком, Римский ушёл с должности финдиректора. Иван Бездомный стал профессором философии.

Кратко об авторе

Михаил Афанасьевич Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков
(15 мая 1891 г. - 10 марта 1940 г.)
Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто. Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В семье было семеро детей. В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября...