Краткое содержание: «Сухой хлеб»

Рассказ А.П. Платонова

Краткое содержание: «Сухой хлеб»
Рассказ «Сухой хлеб» был написан А.П. Платоновым в 1947 году. Главная мысль произведения заключается в том, что для того чтобы заработать нам необходимо трудиться и уважать труд других людей, помогать родителям, относится к своим близким с любовью и пониманием.
 

Главные герои

 
  • Митя Климов – мальчик семи лет, ещё маленький, но трудолюбивый
  • Мама Мити – вдова, растит сына одна, работает в поле
  • Елена Петровна – учительница, добрая и мудрая женщина
 

Краткое содержание

 
В селе Рогачёвке жил Митя Климов со своей мамой. Его отец умер на войне от болезни, и мама воспитывала сына одна. Был у Мити ещё дедушка, но он умер ещё до войны. Мальчик помнил его тепло, доброту и грустный голос. «Куда ушёл дедушка?» —думал Митя, он не понимал, что такое смерть, потому что он никогда не видел её. Он думал, что и дедушка, и папа спят, потому что устали. Митя очень боялся, что его мама тоже устанет работать и уснёт. Мать сама пахала поле плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли. Мать была большая и сильная. Мальчик ходил следом за мамой, чтобы не скучать в одиночестве. В этом году лето было сухим, без дождей. В поле дул горячий ветер. Митина мама пахала поле. Мальчик приносил ей воду из колодца, чтобы она не мучилась от жажды. А потом она поила волов. Митя видел, как тяжело было матери. Ему хотелось побыстрее вырасти, чтобы пахать землю вместо неё. Ночью мама испекла хлеб. Митя ел хлеб и думал, что, если есть хлеба много, он быстрее вырастет и наберётся сил.
 
Сначала он ел с удовольствием, а потом через силу запихивал его в рот и жевал. Скоро Митя захотел спать. Но он думал, что потом поспит, а сейчас нужно есть. Он съел кочерыжку от капусты, выпил воды с хлебом, и стал есть печёную картошку с солью, а потом уснул. Вечером вернулась с работы мама. Она увидела, что сын спит на лавке и храпит. Мать раздела Митю, и видит, что живот у него, как барабан. На следующий день мальчик ничего не мог есть, пил только воду. Утром он прошёлся по селу, а потом решил идти к матери. Он шёл и думал, не замечают ли люди, что он вырос. Но никто этого не видел. Тогда он посмотрел на свою тень, и ему показалось, что она стала больше. Прийдя на пашню, он сказал маме, что ему уже можно пахать. Мать ответила ему, что ему ещё расти надо, а она будет его кормить. Митя стал сердиться на маму и на взрослых людей от того, что он меньше их. Он сказал, что тоже хочет зарабатывать, но мама улыбнулась и объяснила сыну, что он ещё мал, всему своё время. Во дворе был старый сарай из досок, поросший мхом. В нём лежали старые вещи. Их и отец, и дед туда складывали.
 
Митя любил ходить в сарай и трогать ненужные вещи. Он брал ржавый топор, соху, которой его дед пахал землю. Митя находил и осматривал забытые предметы, спящие в сумраке сарая. Однажды мальчик нашёл в сарае дубовую палку: на одном конце её был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Он взял её и отнёс в избу, так как решил, что она ему пригодится для работы. Каждый день Митя ходил к матери через колхозное поле, где была посеяна рожь. Он видел, как рожь засыхала от жары. Мальчик спрашивал у мамы, как быть, если не будет хлеба. Мама отвечала, что хлеб без дождя не рождается. Митя пошёл домой, взял дедушкину деревянную тяпку, погладил её рукой и пошёл на колхозное озимое поле. Там он стал рыхлить тяпкой спёкшуюся землю, промеж рядов ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу проще будет дышать, когда земля будет рыхлой. А ещё он думал, что роса смочит почву, корни станут кормиться из земли, а ржаная былинка оживёт. Потом он положил тяпку и стал руками рыхлить землю у самых корней хлеба. Митя долго работал и ничего не замечал.
 
Вдруг кто-то его позвал, и он увидел учительницу. Он ещё не ходил в школу, но знал учительницу. Она была на войне, а после ранения осталась без одной руки. Елена Петровна не горевала, что она калека. Она знала всех детей в деревне. Она спросила у мальчика, что он тут делает. Митя рассказал, что помогает хлебу расти. Учительница позвала мальчика в школу, так как завтра они с ребятами идут в лес на экскурсию. Тогда Митя ответил, что ему одному не скучно, и он должен помочь маме. Тогда Елена Петровна решила ему помогать. Митя стал рыхлить землю тяпкой, а учительница, присев на корточки, одной рукой копала землю пальцами у самых хлебных корней. На другой день она пришла на колхозное поле с учениками первого и второго классов. Митя вышел спозаранку и осмотрел хлебные былинки, возле которых он рыхлил землю. Ржаные колоски, что возделал Митя, как будто бы повеселели. Митя обрадовался. Учительница вязла в колхозе маленькие тяпки и вернулась обратно. Она показала детям, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб. Елена Петровна стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь хлебу расти.

Кратко об авторе

Андрей Платонович Платонов
Андрей Платонович Платонов
(28 августа 1899 г. - 5 января 1951 г.)
Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) — русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века. Андрей Платонович родился 28 августа 1899 в Воронеже. В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 г. по 1913 г. учится в городской 4-классной школе. С 1913 г. по 1915 г. работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»,...