Краткое содержание: «Царевна-лягушка»

Русская народная сказка

Краткое содержание: «Царевна-лягушка»
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» говорит о том, как важно ценить вмешательство случая в свою жизнь. Иногда стоит проявить терпение, чтобы понять смысл жизненного урока. Так Иван-царевич учится проявлять милосердие и целеустремленность в поисках Василисы после того, как сжёг лягушечью кожу. Он понял, как важно отвечать за свои поступки и не спешить с решениями.
 

Главные герои

 
  • Иван-царевич – младший из трёх царских сыновей, держит слово, ценит семейное счастье и проявляет сочувствие к людям и животным
  • Старшие братья – сыновья царя, смеются над Иваном-царевичем
  • Василиса Премудрая – дочь Кощея Бессмертного, мудрая красивая волшебница. Она обращена отцом на три года в лягушку за то, что мудрее его самого
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, отец Василисы Премудрой. Считает себя непобедимым
  • Баба-Яга – ведунья, помогла Ивану-царевичу в поисках жены
  • Старик – помощник Ивана-царевича в пути к супруге, дарит ему волшебный клубочек
  • Лесные жители – звери, которые помогли Царевичу достать Кощееву смерть
 

Краткое содержание

 
В некотором царстве жил-был царь, и было у него три сына. Пришла пора их женить. Царь приказал наследникам выстрелить из лука по одному разу и велел сыновьям искать жену себе там, где упадет их стрела. Вышли братья на двор, натянули тугие луки и выстрелили. Стрела старшего брата упала на боярский двор, и подняла её боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла её купеческая дочь. Пустил стрелу младший Иван-царевич, упала его стрела прямо в болото, и подняла её лягушка. Долго Иван-царевич не мог найти свою стрелу. На третий день зашёл в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит и говорит человеческим голосом, чтобы взял е замуж. Делать нечего. Иван-царевич взял лягушку-квакушку и принёс в своё царство-государство. Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала. Рассказал и Иван-царевич. Братья над ним смеются, а отец говорит, что ничего не поделаешь, надо жениться. Сыграли три свадьбы. На другой день призвал царь своих сыновей и велел их жёнам, чтобы к утру испекли царю по караваю хлеба. Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел. Лягушка его успокоила и велела не печалиться. Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.
 
Замесила тесто белое, испекла каравай, украсила каравай разными узорами мудрёными. Пришли утром братья к царю, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился. Дошла очередь до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал, что этот хлеб только в большие праздники есть. И тут же дал сыновьям новый приказ, чтобы за ночь их жёны соткали для царя по ковру. Вернулись старшие царевичи к своим жёнам, передали им царский приказ. Тотчас мамушки, нянюшки собрались и принялись ковры ткать. А Иван-царевич воротился домой невесел и рассказал лягушке о своей печали. Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась Василисой Премудрой и стала ковёр ткать. Солнышко еще не взошло, а ковёр уж готов. Пришли все три брата к царю. Царь взял ковёр у старшего царевича, посмотрел и молвил, что этим ковром только от дождя лошадей покрывать. Принял от среднего, посмотрел и сказал, что этот только у ворот стелить. Принял от Ивана-царевича и сказал, что этот ковёр только в его горнице по большим праздникам расстилать. И тут же отдал новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими жёнами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.
 
Идёт Иван-царевич к лягушке, печалится и говорит ей о наказе царя. На другой день квакушка и говорит царевичу, чтобы он шёл на царский пир, а она следом приедет. Как услышит стук да гром — пусть скажет царю: «Это моя лягушонка в коробчонке едет!» Пошёл Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими жёнами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном посмеиваются. Вдруг поднялся стук да гром, дворец затрясся. А Иван-царевич говорит: «Не бойтесь, гости дорогие! Это моя лягушонка в своей коробчонке едет!» Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая. Взяла Василиса Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые. Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая из кубка пьёт — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает. Жёны старших царевичей увидели это — и всё повторяют, а зачем и сами не знают. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, всё исчезло.
 
Старшие невестки попытались повторить всё это за Василисой, но только обрызгали гостей и осыпали их собранными косточками. Рассердился царь и приказал их выгнать вон. Тут Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил её на огне. Приехала Василиса Премудрая домой, а лягушечьей кожи нет. Бросилась она искать её - не нашла и говорит Ивану-царевичу, что теперь ему придётся искать её за тридевять земель, в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износит, как три железных хлеба изгрызёт, тогда и разыщет её. Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно. Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошёл искать жену свою. Долго ли шёл, две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему старик и говорит:
— Здравствуй, молодец! Куда путь держишь?
Рассказал Иван-царевич старику своё горе. А старик отвечает:
— Василиса Премудрая мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на неё и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь.
 
Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и иди. Иван-царевич поблагодарил старика и пошёл за клубочком. Катится клубочек, а Иван-царевич идёт за ним — не останавливается. Шёл-шёл, третью пару железных сапог истёр, третий железный хлеб изгрыз и пришёл в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь. «Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды нет». Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом, просит не убивать, говорит, что пригодится ему. Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошёл дальше. Идёт он чистым полем, глядь — летит большой селезень. Иван-царевич натянул лук, хотел пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески, что пригодится ещё и просит не убивать. Пожалел Иван-царевич селезня, пошёл дальше голодный. Вдруг бежит навстречу ему заяц. Натянул Иван свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему, что тоже пригодится. И его пожалел царевич. Вышел он к синему морю и видит на берегу лежит щука-рыба, просит его сжалиться и отпустить в море. Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил её в море, а сам пошёл за своим клубочком. Прикатился клубочек в лес, к избушке на курьих ножках. Вошёл Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга. Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.
 
И рассказала Яга, что Кощеева смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растёт. Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Долго он по дремучим лесам пробирался и пришёл к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается. А на самой его вершине — кованый ларец. Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, как ларец достать. «Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!» Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки. Выскочил из ларца заяц и пустился наутек. «Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…» Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко в небо. «Где-то мой селезень?» — думает царевич. А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море… Загоревал Иван-царевич. Вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо. Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался. Пошёл Иван-царевич в Кощеевы палаты. Встретила его Василиса Премудрая. Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни и воротился со своей женой в своё царство-государство.