Краткое содержание: «Городок в табакерке»

Сказка В.Ф. Одоевского

Краткое содержание: «Городок в табакерке»
Сказка «Городок в табакерке» была написана В.Ф. Одоевским в 1834 году. В своём произведении он в сказочной форме воспроизвёл принципы устройства любого государства. Сказка учит - чтобы понять суть какого-то явления, нужно хорошенько в нём разобраться.
 

Главные герои

 
  • Миша – воспитанный, любознательный мальчик
  • Отец Миши – заботливый родитель, уделявший много внимания развитию сына
  • Жители городка в табакерке – мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, господин Валик, царевна Пружинка
 

Краткое содержание

 
Как-то раз Мишин папа захотел показать сыну табакерку и позвал его. Миша был в восторге от интересной коробочки. Её крышка была так продуманно и изящно сделана! На ней были разные домики, башенки, деревья и кустарники, которые освещались лучами восходящего солнца. Папа объяснил сыну, что этот красивый город называется Динь-динь. А потом нажал на одну пружинку, и из табакерки донеслись ноты прекрасной мелодии, а солнце медленно поплыло по небу. Потом оно скрылось за пригорком, а на ночном небе показался рогатый месяц. Мальчик был так зачарован этой картиной, что ему ужасно захотелось попасть в этот городок и узнать, как в нём всё устроено. Отец сказал Мише, что там живут колокольчики. Когда Миша приоткрыл крышку табакерки, то там он увидел разные колокольчики, молоточки и колёсики. Мальчик стал расспрашивать папу об устройстве этого механизма.
 
Отец предложил ему внимательно осмотреть табакерку и самому догадаться, каким образом всё работает. Лишь одну пружинку он сказал не трогать, а то всё может сломаться. Мальчик сидел и всматривался в табакерку. Он думал о том, откуда и как звучит музыка. Вдруг в табакерке открылась маленькая дверь, из которой выбежал мальчик в стальной юбочке. Он звал Мишу к себе, а Миша обнаружил, что оказался таким же крошечным, как этот мальчик. Оказывается, жители городка - такие же крошечные мальчики - узнав о том, что Миша хотел побывать в их чудесном городе, решили его пригласить и рассказать о том, как они живут. Новый друг Миши проводил его через своды из пестрой бумаги. Мальчик думал, что не пролезет через узенькие своды, но колокольчик объяснил ему, что вдали всё кажется маленьким, а если подойти ближе, то всё станет привычных размеров. Тут Миша вспомнил о том, как совсем недавно хотел нарисовать маму и папу, когда мама играла на рояле, а папа сидел поодаль и читал.
 
Тогда у мальчика не получился рисунок, потому что он не знал, что такое закон перспективы. Вскоре мальчик-колокольчик с Мишей оказались на широкой улице города. На этой улице были другие мальчики-колокольчики: и маленькие и большие. Те, которые были крупнее, издавали низкие звуки, а маленькие колокольчики были самыми звонкими. Как только они увидели Мишу, то начали сетовать на их скучную жизнь. В школу они не ходили, родителей у них не было, они играли музыку целый день, и от этого очень устали. Кроме того, их периодически колотили «дядьки-молоточки». И самым маленьким колокольчикам доставалось больше остальных. Миша пожалел своих новых друзей. Он спросил у молоточков, зачем они колотят мальчиков, на что дядьки ответили, что делают это по указанию Валика – господина-надзирателя. Изо дня в день он лежал на диване и никого не трогал. Поэтому никто не мог на него жаловаться. Миша посмотрел на Валика и увидел, что одежда его была увешана множеством крючков.
 
Валик переворачивался с одного бока на другой и цеплял крючками молоточки, а те стучали по мальчикам. Миша подошёл к Валику и вежливо попросил его не цеплять крючками молоточков. Но господин Валик сказал, что он делает это не по своей воле, и тоже находится в подчинении. Миша пошёл дальше. Скоро мальчик увидел золотой шатёр, в котором находилась царевна Пружинка. Она всё время сжималась и разжималась, при этом толкала в бок Валика, который цеплял крючками дядек-молоточков, а они стучали по мальчикам-колокольчикам. Благодаря всей этой цепочке и звучала музыка. Мише захотелось проверить Пружинку, и он нажал на неё пальцем. Но пружинка вдруг сломалась, а музыка прекратилась. Мальчик вспомнил слова отца о том, что не нужно трогать пружинку. Тут он открыл глаза и понял, что всё это ему приснилось. Миша пошёл к маме с папой и рассказал о своём удивительном сновидении. Папа сказал, что он очень любознательный и сможет узнать ещё много интересного, если будет изучать механику.

Кратко об авторе

Владимир Фёдорович Одоевский
Владимир Фёдорович Одоевский
(11 августа 1804 г. - 11 марта 1869 г.)
Владимир Фёдорович Одоевский — писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки. Владимир Фёдорович родился 11 августа 1804 г. в Москве. Проучившись шесть лет и окончив в 1822 году курс в благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в «Вестнике Европы». После посещения в начале 1820-х гг. заседаний «Вольного общества любителей русской словесности» в 1823 году создал кружок «Общество любомудрия», став его председателем. После...