Краткое содержание: «Отметки Риммы Лебедевой»

Рассказ Л.А. Кассиля

Л.А. Кассиль написал рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» в 1965 году. Основная мысль произведения в том, что нельзя жить прошлым, надо всё время стремиться к лучшему, не выискивая себе оправданий в том, что было, ведь жизнь продолжается, а не стоит на месте.

Краткое содержание: Отметки Риммы Лебедевой

Главные герои

Римма Лебедева
Римма Лебедева
— девочка третьеклассница, которая во время войны была эвакуирована в Свердловск
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
— новая учительница Риммы, которая с пониманием отнеслась к новой ученице
Маня Петлина
Маня Петлина
— девочка отличница, которая помогала Римме с уроками
Лейтенант Тарасов
Лейтенант Тарасов
— раненый солдат, который, находясь в госпитале, помог Римме подтянуть знания

Краткое содержание

Римма Лебедева приехала в Свердловск вместе с мамой. Теперь она пошла в третий класс. Её тётя, у которой жила Римма, обратилась к её учительнице с просьбой быть к ней снисходительнее, ведь девочка жила в селе под обстрелами фашистов. На другой день Анастасия Дмитриевна пришла в класс пораньше и попросила ребят помочь новенькой освоиться, так как ей пришлось многое пережить. И ребята обещали помогать. Они ни о чём её не спрашивали, давали свои учебники, краски. Отличница Маня Петлина ей помогала в учёбе, но Римма училась неважно. Она не готовила уроков. Маня приходила к Римме домой, чтобы вместе с ней решить заданные примеры. Но заботливая тетка мешала заниматься, говоря, что Римме не до уроков, ей тяжело и это подействовало на девочку так, что она решила, что ей уже незачем учиться, и совсем перестала готовить уроки.

А когда Анастасия Дмитриевна спрашивала, почему Римма опять не знает уроков, она говорила, что после того случая с обстрелом, она не в силах нормально учиться. Одноклассники её уговаривали, но она одно твердила, что она была на войне, а они не были. Римма, видя смущение ребят, стала теперь прибавлять к тёткиным словам свои собственные. Она говорила, что ей скучно учиться, что она опять скоро уедет на фронт и поступит там в разведчицы, а арифметика ей не очень нужна. Недалеко от школы был госпиталь. Ребята часто ходили туда. Они читали раненым книги, а один из школьников хорошо играл на балалайке, и дети хором пели песни раненым. Девочки вышивали кисеты для раненых. Ребята сперва не брали с собой Римму, но Римма упросила их взять её. Она даже сама сшила табачный кисет и отдала его лейтенанту. Лейтенант шутя поблагодарил девочку и попросил помочь ему написать его дочке Оле письмо.

Ведь она ему пишет, а он из-за травмы руки не может писать. Римма согласилась. Она взяла и лейтенант продиктовал ей письмо для своей дочери, а потом взял листок, чтобы прочитать и смутился ошибками, которые допустила в письме Римма. Он сказал, что его дочка учится во втором классе, и то знает, что слово «дочка» пишется без мягкого знака. Римма замолчала и отвернулась. Маня Петлина подскочила к койке лейтенанта и шёпотом объяснила ему, что Римма не в силах ещё нормально учиться, и обо всём рассказала раненому. На что солдат ответил, что своей бедой долго не хвастаются. Он свою руку отдал на фронте, как и другие бойцы, чтобы дети могли в школе учиться. И лейтенант попросил Римму прийти на следующий день, чтобы написать ещё одно письмо. И теперь каждый день после уроков Римма приходила в палату № 8, где лежал раненый лейтенант.

И он диктовал медленно и громко письма своим друзьям. Родственников и знакомых у лейтенанта было необыкновенно много. Они жили в Москве, Саратове, Новосибирске, Пензе. Потом лейтенант вместе с Риммой разбирал ошибки и просил найти на небольшой карте город, куда посылалось письмо. Прошло ещё два месяца, и однажды вечером в палату №8 пришла Римма Лебедева и протянула лейтенанту ведомость с отметками за вторую четверть. Лейтенант внимательно проглядел все отметки и похвалил девочку, а Римма попросила его расписаться. Зажившей рукой в графе «подпись родителей или лица воспитывающего» он твёрдо написал: «Лейтенант А. Тарасов».

Автор произведения

Лев Абрамович Кассиль — советский писатель, сценарист и журналист. В юности Кассиль сотрудничал с детской библиотекой-читальней, где организовывал кружки для детей рабочих и издавал рукописный журнал. Первый рассказ Кассиля был напечатан в 1925 году, а известность ему принесли две автобиографические повести «Кондуит» и «Швамбрания», ставшие классикой детской литературы. Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом, после войны писал публицистические книги и очерки.

Rejoining the server...

Rejoin failed... trying again in seconds.

Failed to rejoin.
Please retry or reload the page.

The session has been paused by the server.

Failed to resume the session.
Please reload the page.