Роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» был опубликован в 1953 году. Это произведение считается одной из самых ярких научно-фантастических антиутопий в мировой литературе. Название книги объясняется самим автором: «451 градус по Фаренгейту — это температура, при которой бумага загорается и начинает гореть». В романе Брэдбери исследует тему будущего человечества, рисуя картину общества, где книги уничтожаются, а люди сосредоточены исключительно на материальных и поверхностных ценностях. Действие романа разворачивается в гипотетическом будущем Соединённых Штатов.

Главные герои

- Гай Монтэг
- — пожарный, чья работа заключалась в сожжении книг.

- Кларисса Маклеллан
- — любознательная девушка, 17 лет, подруга Монтэга.

- Брандмейстер Битти
- — руководитель Монтэга.

- Милдред
- — 30-летняя супруга Монтэга.

- Фабер
- — бывший преподаватель английского языка.
Очень краткое содержание
В центре сюжета романа — общество, где книги считаются опасными и подлежат уничтожению, а пожарные занимаются их сжиганием. Главный герой, Гай Монтэг, работающий пожарным, сталкивается с кризисом совести, когда понимает, что мир, в котором он живёт, лишён глубины и смысла. Благодаря встрече с юной Клариссой, он начинает сомневаться в правильности своего пути и стремится изменить свою жизнь. Вместе с Монтэгом читатель проходит путь от слепого исполнителя до бунтаря, стремящегося вернуть смысл в мир, утративший связь с прошлым.
Краткое содержание
Часть 1. Очаг и саламандра
Монтэг – пожарный, который носит черный шлем с номером 451. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги и дома. Однажды вечером он встречает молодую девушку, свою новую соседку по имени Кларисса Маклеллан. Она признаётся, что немного «помешана». Девушка рассказывает, что обожает наблюдать за окружающим миром, наслаждаться запахами природы и гулять ночами. Монтэг делится с Клариссой, что работает пожарным уже десять лет, однако сам он никогда не читал тех книг, которые уничтожает, поскольку чтение запрещено законом. Кларисса спрашивает, правда ли, что раньше пожарные боролись с огнём, а не разжигали его. На что Гай смеётся и отвечает, что это неправда – дома всегда были несгораемыми. Кларисса замечает, что люди, которые гоняют на скоростных машинах, вероятно, совсем не замечают природу вокруг себя, так как проносятся мимо слишком быстро. Саму же её привлекают простые радости жизни, такие как прогулки на свежем воздухе и созерцание окружающего мира. Она почти не смотрит телевизор и избегает парков развлечений. Прощаясь, Кларисса интересуется, счастлив ли Монтэг.
Мужчина задумывается над этим вопросом, уверяя себя, что да, конечно, он счастлив. Ведь разве может быть иначе? Вернувшись домой, Монтэг обнаруживает свою жену Милдред спящей с наушниками в ушах, через которые транслируются радиопередачи. Под ногами мужчины оказывается пустая упаковка от таблеток снотворного. Поняв, что жена приняла смертельную дозу, он срочно вызывает скорую помощь. Врачи спасают жизнь Милдред, делая ей промывание желудка и переливание крови. Один из санитаров сообщает, что подобные случаи стали частым явлением в последнее время. На следующее утро Милдред ничего не помнит о случившемся. Она привыкла носить наушники постоянно, поэтому за десять лет брака научилась читать по губам. Её дни проходят перед телевизором, а в гостиной установлено целых три телеэкрана. Милдред мечтает установить четвёртый экран, чтобы полностью погрузиться в виртуальный мир. У пожарников есть механическая собака с восемью лапами и выдвижной иглой, наполненной морфием. Эта собака способна выследить любого человека. Монтэгу кажется, что однажды собака пыталась напасть на него.
Каждый день Монтэг встречается с Клариссой. Он признаётся ей, что у них с Милдред нет детей, потому что жена не хочет их иметь. Кларисса рассказывает, что она не посещает школу, так как там никто не задаёт вопросы. Она боится своих сверстников, многие из которых погибают в автокатастрофах или становятся жертвами насилия. Неожиданно Кларисса исчезает. Монтэг начинает размышлять о том, что будет, если его дом и книги тоже будут сожжены другими пожарниками. На работе у него висит список запрещённых книг, а также краткая история пожарной службы США, согласно которой пожарники сжигают книги начиная с 1790 года. Однажды днём Монтэг отправляется на очередной вызов и становится свидетелем того, как пожилая женщина отказывается покинуть свой дом, полный книг, и сгорает вместе с ним. Это событие глубоко трогает Монтэга, и он тайком забирает одну из книг. Вечером он пытается вспомнить, при каких обстоятельствах познакомился с Милдред, но оба они не могут этого сделать. Их отношения давно охладели. Утром Монтэг узнаёт, что Кларисса погибла, попав под машину.
Он чувствует себя больным и делится с Милдред своими переживаниями о том, что произошло накануне. Однако жена просит его оставить её в покое. Брандмейстер Битти навестил Монтэга и объяснил ему, что с начала XIX века люди постепенно перестали читать, так как ритм жизни становился всё быстрее. «Время ограничено, — говорил он. — Вам нужна работа, а затем развлечения, которых повсюду предостаточно. Наслаждайтесь ими!» «Книга — это заряженное ружье в руках вашего соседа. Лучше уничтожить её!». Перед уходом Битти подчеркнул, что в книгах нет ничего важного, чему следовало бы учить других. Он добавил, что если пожарному случайно попадётся книга, то ему ничего не грозит, если он уничтожит её в течение суток. Монтэг показал своей жене, что целый год прятал книги за вентиляционной решёткой. Испугавшись, Милдред попыталась их сжечь. Муж заверил её, что просто хочет взглянуть на эти книги, и если в них нет ничего ценного, то они сожгут их вместе.
Часть 2. Сито и песок
Супруги весь день читали книги. Персонажи с экрана казались Милдред более живыми и настоящими. Монтэг вспомнил, как год назад встретил в парке старика по имени Фабер. Старик декламировал ему стихи наизусть и оставил свой адрес. Монтэг посетил Фабера. Он признался старику, что надеется найти счастье в книгах. Фабер возразил, сказав, что книги — лишь хранилище информации, которая помогает нам помнить важные вещи. Фабер подарил Монтэгу изобретённый им подслушивающий аппарат — зелёную ракушку. Вернувшись домой, Монтэг обнаружил, что к ним пришли две подруги Милдред. Гай внезапно отключил экраны и спросил женщин о войне.
Те ответили, что война продлится недолго — всего двое суток, а потом всё вернётся на круги своя. Не выдержав легковесных разговоров гостей, Монтэг принёс книгу и начал читать вслух стихи. Милдред пыталась всех успокоить, но женщины вскоре ушли. Фабер убедил Монтэга отправиться на дежурство в пожарную часть. Во время карточной игры Битти насмехался над Монтэгом, цитируя фрагменты литературных произведений, что сильно задело парня. Пожарные получили новый вызов. Всю дорогу Монтэг пребывал в раздумьях и осознал, куда они едут, только когда прибыли на место. Оказалось, что Битти привёл их к дому Гая.
Часть 3. Яркий огонь
Когда пожарные подъехали к дому, Милдред выскочила оттуда с чемоданом. Монтэг сразу понял, что именно она вызвала их. По приказу Битти Гай начал поджигать собственный дом. Битти заметил в ухе Монтэга зелёную пульку — наушник Фабера, и отобрал её. Тогда Гай, не колеблясь, направил сопло огнемета на начальника и сжёг его. Оставшихся пожарных Гай оглушил. Из темноты появился механический пёс и прыгнул на Монтэга. Мужчина успел направить на него струю огня. Пёс успел вонзить иглу только в ногу Монтэга. Забрав оставшиеся книги, Гай, прихрамывая, отправился прочь. Он понял, что Битти сам стремился к смерти. Монтэг вставил в ухо «Ракушку» — его уже объявили в розыск. Зайдя в туалет на автозаправочной станции, Гай узнал, что началась война.
Скрываясь, он добрался до дома Фабера. Старик посоветовал Монтэгу найти лагерь бродяг, среди которых много выпускников Гарварда. Пробираясь через город, Гай достиг реки и переплыл её. Оказавшись на берегу, он попал в лес. Следуя вдоль железнодорожных путей, Гай вышел на поляну, где вокруг костра сидели пятеро пожилых мужчин. Заметив Гая, они пригласили его присоединиться к ним. По телевизору они увидели, как полиция схватила случайного прохожего вместо Монтэга, потому что иначе погоня оказалась бы слишком долгой и скучной для зрителей. Мужчины у костра оказались учёными из Кембриджа, Калифорнии, Колумбии, священником и писателем. Они рассказали Монтэгу, что существуют люди, которые хранят книги в своей памяти. Эти люди сначала читают книги, а затем сжигают их.
Они надеются, что после завершения войны книги снова станут законными, и тогда они соберут всех этих людей и восстановят тексты на бумаге. «Посмотри!» — вдруг воскликнул Монтэг. В этот момент началась и закончилась война. Через несколько секунд звук далёкого взрыва сообщил Монтэгу о гибели города. Лёжа на земле, Гай вспоминал строки из Экклезиаста и Откровений. Один из мужчин отметил, что человек подобен фениксу — «каждый раз восставая из пепла». Группа отправилась вверх по реке на север. Шагая впереди, Гай чувствовал, как внутри него просыпаются и оживают слова.
Частые вопросы
- Почему книга называется «451 градус по Фаренгейту»?
451 градус по Фаренгейту – это температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Брэдбери выбрал это название, чтобы подчеркнуть тему уничтожения книг.
- Кто такой Гай Монтэг и как он меняется на протяжении романа?
Гай Монтэг – пожарный, который сжигает книги. В начале он верит в свою работу и систему, но встреча с Клариссой Маклеллан и пережитые события заставляют его усомниться в правильности своих убеждений и в конечном итоге присоединиться к группе людей, сохраняющих знания.
- Какова роль Клариссы Маклеллан в жизни Монтэга?
Кларисса играет ключевую роль в пробуждении Монтэга. Она молодая девушка, любящая природу и размышления. Её вопросы заставляют Монтэга впервые задуматься о своей жизни, работе и о мире вокруг него. Она является катализатором его изменений.
- Что символизируют книги в романе?
Книги символизируют знания, идеи, культуру, историю, свободу мысли и критическое мышление. В мире романа, где книги запрещены, они также представляют собой бунт и сопротивление.
- Что символизирует огонь в романе?
Огонь имеет двойственное значение. С одной стороны, он символизирует разрушение и цензуру, поскольку пожарные используют его для уничтожения книг. С другой стороны, огонь может символизировать очищение и возрождение, поскольку Монтэг находит новое понимание и цель после того, как «сжигает» свою старую жизнь.
- Какова роль Милдред, жены Монтэга, в романе?
Милдред представляет собой человека, поглощенного развлечениями и технологиями, лишенного критического мышления и эмпатии. Она зависима от «стен» телевизора и таблеток, и не способна на глубокие чувства или размышления. Она является типичным представителем общества, которое Брэдбери критикует.
- Что такое «механический пес» и какую функцию он выполняет?
«Механический пес» – это роботизированное существо, которое пожарные используют для выслеживания и наказания нарушителей закона, в частности тех, кто хранит книги. Он является символом тоталитарного контроля и технологического угнетения.
- Что такое «люди-книги» и какую роль они играют в конце романа?
«Люди-книги» – это группа интеллектуалов, живущих вдали от города, каждый из которых заучил наизусть одну или несколько книг, чтобы сохранить их для будущих поколений. Они олицетворяют надежду на возрождение культуры и знаний после падения тоталитарного режима.
- Какие темы поднимаются в романе «451 градус по Фаренгейту»?
Роман поднимает множество тем, включая цензуру, конформизм, важность знания и образования, влияние технологий на общество, свободу мысли, индивидуальность и риск тоталитаризма.
- Каков основной посыл романа «451 градус по Фаренгейту»?
Основной посыл романа заключается в том, что знание и свобода мысли необходимы для процветания общества. Брэдбери предупреждает об опасностях цензуры, конформизма и чрезмерной зависимости от технологий, и призывает читателей к критическому мышлению и активной защите своих прав и свобод.