Краткое содержание: «Божественная комедия»

Поэма Данте Алигьери

Поэма «Божественная комедия», написанная Данте Алигьери в период с 1308 по 1321 год, занимает особое место среди шедевров средневековой литературы и культуры. Это произведение стало венцом его творчества, отражающим его мировоззрение, а также представляющим собой настоящую энциклопедию философских, научных и богословских знаний того времени. Основываясь на христианской доктрине, поэма показывает, какое наказание ожидает грешников за их деяния, одновременно демонстрируя, какой неизмеримой может быть Божья милость к тем, кто ведёт честную и добродетельную жизнь.

Краткое содержание: Божественная комедия

Главные герои

Данте
Данте
— сам автор Данте Алигьери.
Вергилий
Вергилий
— тень великого поэта и мыслителя, проводник Данте по Аду и Чистилищу.
Беатриче
Беатриче
— тень возлюбленной Данте, умершей 10 лет назад, проводница по Земному раю.
Бернард
Бернард
— богослов, третий проводник Данте к Господу Богу.

Очень краткое содержание

Сначала Данте и Вергилий проходят через девять кругов Ада, где встречаются с разными категориями грешников, каждый из которых получает соответствующее наказание за свои земные прегрешения. Внизу Ада они видят Люцифера, пожирающего в своих пастях самых страшных предателей. После прохождения Ада герои поднимаются к горе Чистилища, где Данте очищает свою душу, проходя через семь кругов Чистилища, соответствующих семи смертным грехам. На вершине горы находится Земной рай, где Данте встречает свою возлюбленную Беатриче, которая заменяет Вергилия в роли проводника. Наконец, Данте вместе с Беатриче поднимается в Рай, состоящий из девяти небесных сфер, где он созерцает гармонию Вселенной и получает видение Троицы. В финале поэмы Данте обретает духовное просветление и возвращается в реальный мир, готовый жить праведной жизнью.

Краткое содержание

Ад

Песни 1–3

Когда Данте достиг зрелого возраста, он оказался в мрачном и устрашающем лесу. Попытка выбраться оттуда и подняться на освещенную солнцем вершину горы оказалась неудачной. Там ему явился дух Вергилия, которого называли «светочем всех поэтов» и чье имя ассоциировалось с великой славой. Вергилий предложил Данте совершить опасное путешествие через Ад и Чистилище, обещав привести его в конце концов в Рай. Хотя Данте боялся идти этим путём, он согласился, когда узнал, что за него просила его покойная возлюбленная Беатриче. Перед воротами Ада Данте выразил свои страхи, но Вергилий успокоил его словами о том, что страх здесь неуместен. Взял поэта за руку и провел внутрь, где их встретили душераздирающие стоны, рыдания и вопли. Данте понял, что эти звуки исходят от тех, кто отвергнут Богом и Его противниками.

Песни 4-6

Добравшись до реки, Данте увидел старого Харона, переправлявшего души умерших на противоположный берег, где находился первый круг Ада — Лимб. Там находились души некрещёных детей и людей, не почитавших Бога должным образом. Среди них Данте встретил великих мыслителей и поэтов прошлого: Гомера, Горация, Овидия и Лукана. Во втором круге Ада, управляемым демоном Миносом, содержались души тех, кто поддался своим страстям и позволял плотским желаниям управлять разумом. На входе в третий круг Ада стоял трёхголовый Цербер, огромный и свирепый. Здесь, под непрерывными дождями и градом, мучились души обжор.

Песни 7-11

Четвёртый круг Ада охранял демон по имени Плутос. Здесь заключали скупых и растратчиков. В пятом круге Данте видел страдающих ленивцев и гневливых. Затем перед ними возник город Дит, окружённый ордами демонов. Путники смогли войти после краткого разговора с охраной. Здесь Данте едва избежал встречи с Медузой Горгоной, которая могла превратить любого в камень одним взглядом. Вергилий предупредил его об опасности и посоветовал закрыть глаза. В шестом круге Данте встретился с душами еретиков, заключённых в могилы. Вергилий рассказал Данте о структуре нижних кругов Ада, находящихся ближе всего к центру Земли.

Песни 12–16

Стражем седьмого круга Ада был жестокий и свирепый Минотавр. Здесь текла кровавая река, поглощавшая тех, кто совершал насилие над другими, а сверху их обстреливали кентавры. Во втором поясе этого же круга Данте обнаружил колючие кустарники, в которые превратились души самоубийц. Третий пояс седьмого круга был наполнен богохульниками, на головы которых обрушивался огненный дождь. Вергилий объяснил Данте, что скоро им придётся спуститься в самый центр Ада.

Песни 17–30

Из бездны перед ними появился Герион — страж восьмого круга, где наказывали обманщиков. Путники оседлали его и отправились вниз. Восьмой круг Ада состоял из десяти Злых Щелей — глубоких рвов, расположенных по кругу. В первой щели бесы хлестали плетками обольстителей и сводников, а во второй - Данте увидел утопающих в грязи льстецов. В третьей щели подвергались наказанию священнослужители, продавшие церковные должности. Их тела зажимали огромные камни, а ноги охватывало пламя. В следующем рву мучились пророки и предсказатели, шеи которых были скручены так, что лица касались груди. В пятой щели находились взяточники, погружённые в кипящую смолу. Шестую щель занимали лицемеры, медленно шагающие в тяжёлых свинцовых плащах. В седьмом рву обитали воры, чьи тела постоянно разрушались и восстанавливались снова. Восьмым рвом владели хитроумные советчики. Девятая щель предназначалась для зачинщиков раздоров, которым Сатана ломал кости и отрезал части тел. Последняя щель восьмого круга была отведена фальшивомонетчикам, страдавшим от чесотки.

Песни 31–34

Данте и Вергилий заметили неподвижных гигантов, наказанных за свою дерзость. Они достигли колодца, где «вырастал новый исполин, Антей». Вергилий уговорил великана перенести их в «провал, где поглощён Иуда тьмой предельной и Люцифер». На дне колодца находилось ледяное озеро Коцит, последнее кольцо Ада, где замерзали души предателей. В самом центре озера возвышался трёхликий Люцифер. В одной из его пастей находился Иуда, в другой — Брут, а в третьей — Кассий. Эти грешники считались самыми тяжкими преступниками. Вергилий сказал Данте, что их путь по кругам Ада завершён, и теперь они смогут увидеть небесные сферы.

Чистилище

Песни 1–8

После выхода на пустынный берег Данте испытал огромную радость от солнечного света. Вскоре они встретились с челном, управляемым прекрасным ангелом, который доставил души умерших к подножию горы. Среди этих душ были те, кто успел раскаяться в своих грехах перед смертью, храбрые воины, погибшие в сражениях, и жертвы насилия. Ночное небо украсилось тремя яркими звездами, символизирующими веру, надежду и любовь.

Песни 9–26

В отличие от Данте, которому требовался отдых, Вергилию и другим теням сна не нужно было. Когда Данте проснулся, он был поражён ярким светом солнца и бескрайними просторами моря. Вергилий объяснил, что во сне святого Лючии перенесли его прямо ко входу в Чистилище. Подойдя к скале, они увидели три ступени разного цвета и вратаря, стоящего у входа. Охраняющий врата ангел начертал на лбах путников букву «Р», следы которой должны были исчезнуть по мере восхождения к вершине. Чистилище тоже состояло из нескольких частей — кругов. Первый круг предназначался для христиан, гордящихся своим сердцем. На их плечи ложилась тяжелая ноша, которую они пытались удержать, согнувшись под её весом. Тем не менее, они воспевали хвалу Богу и молили о наставлении человечества на правильный путь. Завистники попали во второй круг, где их зрение было закрыто. Внезапно Данте ослепило яркое сияние. Вергилий пояснил, что это приближается ангел, чтобы указать им дальнейший путь. Таким образом, они оказались в третьем круге, где души очищались от гнева. Тёмный, словно ночь, дым мешал им видеть, напоминая о необходимости кротости и смирения. Следующий круг предназначался для тех, кто в своей жизни испытывал уныние. Одна из душ объяснила Данте, что здесь усиливают любовь к добру, избавляясь от слабостей. Пятый круг отводился для расточителей и скупердяев, а шестой — для чревоугодников. Им предстояло терпеть муки голода, пока они полностью не раскаются и не очистятся от своих грехов. Седьмой круг был предназначен для сладострастников, забывших человеческие законы ради удовлетворения своих желаний. Для очищения они проходили сквозь огонь, воспевая гимны целомудрия.

Песни 27–33

К этому времени большинство букв на лбу Данте уже исчезли, и он был готов войти в Земной Рай, в котором могло бы жить всё человечество, если бы Ева не нарушила запрет. Здесь Данте встретил свою возлюбленную Беатриче, скончавшуюся в возрасте 25 лет. Вергилий исчез, уступив своё место рядом с поэтом Беатриче. Благодаря ей Данте смог обозреть все круги Ада и Чистилища и понять всю опасность греха в земной жизни. Беатриче попросила Данте, который был лишь временным гостем в этом лесу, рассказать людям обо всём увиденном, чтобы они извлекли урок и стали лучше.

Рай

Песни 1–7

Взгляд Беатриче устремился к солнцу, и Данте, сам того не замечая, начал подниматься вместе с ней в небесные сферы. Пространство Рая Небесного было разделено на различные небеса. По словам Беатриче, небесные сферы приводятся в движение девятым кристаллическим небом — Перводвигателем, благодаря усилиям ангелов. Вместе с Беатриче Данте попал в первое небо — Луну, самое близкое к Земле светило. Здесь они встретили души монахинь, выданных замуж против их воли. Одна из них рассказала поэту, что они оказались на этом небе, поскольку, хотя и стали жертвами насилия, но не проявили достаточной стойкости. Так Данте узнал, что каждая область неба является частью Рая, хотя и в разной степени, ведь они неодинаково одарены Божьей милостью. Второе небо — Меркурий — было населено душами праведников, которые излучали особенно яркий свет. На третьем небе, называемом Венерой, души влюблённых купались в радости и блаженстве. В четвёртом небе — Солнце — Данте и Беатриче встретили мудрецов. 

Песни 8-28

Далее они переместились в пятое небо, где в Марсе «из двух лучей, слагался знак священный» — крест. Данте услышал прекрасную песню, смысл которой остался ему непонятен, но мелодичность звука пленяла его. Взирая на этот сверкающий крест, он понял, что эта песня была прославлением Иисуса Христа. Шестое небо — планета Юпитер — было полно искрящихся любовью душ справедливейших. Постепенно из блестящих точек начали складываться буквы, из которых Данте составил библейскую фразу. Затем перед его глазами возникла фигура орла — символ власти и справедливости, царивших на небесах. Беатриче пригласила своего возлюбленного продолжить путь, и они поднялись на седьмое небо — планету Сатурн. Здесь пребывали души, посвящённые служению Богу. Место было настолько удалено от Земли, что, взглянув вниз, Данте поразился, насколько маленьким казался земной шар. Любовники направились в восьмое, звёздное небо, где нашли свой вечный приют великие праведники. Отказавшись от мирского богатства, они накопили духовные сокровища, которыми теперь наслаждались. С Данте заговорили апостолы Пётр, Иоанн и Яков. Здесь же поэт увидел душу Адама, излучающую необыкновенно яркий свет. Прилетев в девятое, кристаллическое небо, Беатриче сказала, что здесь сосредоточен весь результат вращения небесных сфер. Первым, что увидел поэт в этой небесной области, была «точка, лившая такой острейший свет», что он не мог смотреть на неё. Этот ослепительный источник света символизировал Божественное начало. Вокруг него вращались огни, образуя девять ангельских кругов Рая.

Песни 29–33

Беатриче рассказала Данте историю создания ангелов и объяснила, что именно их постоянное движение приводит в движение всю Вселенную. Возлюбленные поднялись в Эмпирей — высшую сферу, где Данте встретил своего нового проводника — Бернарда, мистического богослова. Одетый в белоснежную одежду, он выглядел очень ласково и заботливо. Тем временем Беатриче, выполнив свою задачу, вернулась на своё место в Раю. В центре амфитеатра находилась женщина, чей облик больше всего походил на Христа, — Дева Мария. Рядом с ней сидели Адам, Иоанн Креститель и апостол Пётр. Старик обратился к Деве Марии с просьбой помочь Данте, а потом попросил поэта поднять глаза вверх. Когда тот поднял взор, он увидел невероятно яркое сияние — «Высший Свет, над мыслью земной столь вознесённый». Ему не хватало слов, чтобы выразить своё восхищение и изумление от увиденного. Таким образом, Данте постиг величайшую истину — увидел Бога в Его троичности. Испытав момент высочайшего духовного напряжения, он ослабел. Но пережитое им откровение навсегда изменило его жизнь.

Частые вопросы

  • Что символизирует лес в начале «Божественной комедии»?
    Лес символизирует заблуждение Данте, его отступление от истинного пути и погрязание в грехе. Это метафора душевного кризиса и потери ориентиров в жизни.
  • Кто такой Вергилий и почему именно он выбран проводником Данте?
    Вергилий – римский поэт, автор «Энеиды». Он выбран проводником, потому что является символом человеческого разума и мудрости. Вергилий представляет то знание, которое доступно человеку без божественного откровения. Он может провести Данте через Ад и Чистилище, но не в Рай, так как ему не хватает веры.
  • Какова структура Ада в «Божественной комедии»?
    Ад состоит из девяти кругов, каждый из которых предназначен для определённых грешников. Чем ниже круг, тем более тяжкий грех совершил его обитатель. В центре Ада находится Люцифер.
  • Какие основные грехи наказываются в Аду и как они классифицируются?
    Основные грехи делятся на три категории: похоть, гордыня и насилие (невоздержанность, зверство и обман). Каждый круг Ада предназначен для наказания определённого вида греха, например, чревоугодие, скупость, гнев и т.д.
  • Кто такая Беатриче и какова её роль в «Божественной комедии»?
    Беатриче – возлюбленная Данте, которая умерла в юном возрасте. В «Божественной комедии» она выступает как символ божественной любви и благодати. Именно Беатриче посылает Вергилия, чтобы тот помог Данте выбраться из леса, и она же проводит его через Рай.
  • Какова структура Чистилища в «Божественной комедии»?
    Чистилище состоит из семи террас, на каждой из которых очищаются определённые грехи (гордость, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и похоть). После очищения от грехов души восходят в Земной Рай, расположенный на вершине горы.
  • Что символизирует Земной Рай в «Божественной комедии»?
    Земной Рай символизирует состояние невинности и гармонии, которое человек утратил после грехопадения. Это место, где душа может подготовиться к восхождению в Рай небесный.
  • Какова структура Рая в «Божественной комедии»?
    Рай состоит из девяти небес, каждое из которых соответствует определённой планете и населено блаженными душами. На каждом небе проявляются разные аспекты божественной любви и справедливости. В центре Рая находится Эмпирей – обитель Бога.
  • Как Данте описывает Бога в «Божественной комедии»?
    Данте описывает Бога как непостижимый источник света и любви. Он использует множество метафор и символов, чтобы попытаться передать его величие и всемогущество. В конце поэмы Данте переживает мистическое видение Бога, которое невозможно полностью описать словами.
  • Какова основная идея «Божественной комедии»?
    Основная идея «Божественной комедии» – это путь человеческой души к спасению через покаяние и веру. Это аллегория духовного путешествия человека от греха к добродетели, от отчаяния к надежде, от земного к небесному. Поэма призывает к нравственному совершенствованию и стремлению к Богу.

Автор произведения

Данте Алигьери — итальянский поэт и мыслитель, основоположник литературного итальянского языка. Его первым учителем был поэт Брунетто Латини. В начале своей карьеры он создал произведение «Новая жизнь», посвящённое его любви Беатриче. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции. Стал признанным поэтом в кругах тосканских литераторов «нового стиля». Данте написал политический трактат «О монархии», в котором формулирует образ идеального монарха в гармонии с совершенным папством. В годы странствий Данте искал поддержку у различных правителей, включая Бартоломео делла Скала. В 1316 году он обосновался в Равенне по приглашению местного синьора.