Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре» был написан в 1898 году. Основной идеей произведения является протест против существования человека, живущего под оболочкой. Страх отношений с людьми приводит к деградации личности, не позволяет развиваться, испытывать чувство свободы. Название рассказа «Человек в футляре» стало нарицательным, характеризующим боязливых, зажатых людей.

Главные герои

- Иван Иванович
- — пожилой человек, худой, высокий, с усами

- Буркин
- — учитель гимназии, умный и проницательный, склонный к анализу. Он умеет интересно рассказывать истории

- Беликов
- — учитель греческого языка. Мнительный, нудный, боязливый, с лицом похожим на хорька. Его внешность, вещи, образ жизни – всё напоминало футляр

- Коваленко Варенька
- — женщина тридцати лет, весёлая и красивая, хорошо поёт. Беликов был неравнодушен к ней

- Коваленко Михаил
- — преподаватель гимназии, брат Вареньки, крепкий молодой мужчина

- Афанасий
- — повар, шестидесятилетний старик, выпивоха, прислуживающий Беликову

- Мавра
- — жена сельского старосты, которая только по ночам выходила на улицу. Именно с упоминания о Мавре начинается рассказ о «человеке в футляре»
Краткое содержание
У старосты Прокофия, который жил на окраине села Мироносицкого, ночевали в сарае двое запоздавших охотников. Один из них Иван Иваныч был ветеринарным врачом, а другой учитель гимназии Буркин. Врач жил на конском заводе и приехал поохотиться и подышать чистым воздухом. Буркин каждое лето гостил у графов П. Мужчины не спали. Иван Иваныч сидел возле сарая и курил. Буркин лежал на сене. Разговаривали о людях, которые стремятся спрятаться от внешнего мира под панцирь. Как жена старосты, Мавра, женщина здоровая и не глупая. И тут Буркин поделился со своим собеседником жизненной историей о странном человеке. Гражданин Беликов работа в гимназии, был учителем греческого языка, всегда ходил с зонтиком в калошах и пальто. У этого человека наблюдалось непреодолимое желание окружить себя какой-то оболочкой, создать себе футляр, который уединил бы его. Жизнь пугала его, держала в постоянной тревоге. Он был оригинальным человеком, но только нельзя сказать, что в хорошем смысле.
Однажды он чуть не женился, только его предрассудки помешали ему и привели к печальному финалу. Беликов стремился спрятать даже свои мысли. Запреты, существовавшие в жизни, он воспринимал хорошо, а то, что было разрешено вызывало сомнения, поэтому он часто опасался и говорил: «Как бы чего не вышло». Его страхи угнетающе действовали на окружающих людей. Этот мрачный человек в тёмных очках несколько лет держал в страхе всю гимназию. Буркин рассказал, что он жил с Беликовым в одном подъезде, на одном этаже. Его дом квартира также напоминала какой-то кокон. Колпак, задвижки, ставни также ограничивали его от внешнего мира. Женщин он в прислуги не брал, боялся сплетен. Его слугой был повар Афанасий – шестидесятилетний старик. Спал он, полностью укрывшись одеялом, он боялся, что к нему залезут воры. К изумлению Ивана Ивановича, учитель сказал, что этот мрачный странный человек даже хотел жениться. Когда в гимназию приехал новый учитель Михаил Коваленко из Украины, с ним была его сестра Варенька – женщина лет тридцати.
Варенька была красивая и общительная, прекрасно пела. Первое знакомство с ними состоялось у директора на именинах. Своим исполнением романсов Варенька очаровала даже Беликова. Он сказал ей несколько слов и получил от неё чувственный и убедительный ответ. Наблюдая за этой парой, коллеги решили, что их нужно поженить. Варенька жила с братом, и действительно уже хотела выйти замуж. С Михаилом они часто ссорились. Варенька стала оказывать знаки внимания Беликову. Беликов стал приходить к ним домой. Придёт и молчит, а Варенька ему поёт романсы. Беликов рассказывал Буркину о своих чувствах к Вареньке. Он поставил у себя в комнате её портрет. Он стал обдумывать этот ответственный шаг, но сомневался и никак не решался сделать предложение. Брат Вареньки возмущался поведением Беликова, называя атмосферу в гимназии удушающей. Но в жизнь сестры не вмешивался, считал, что это её личное дело. Однажды Беликов увидел, как Варенька с братом ехали на велосипедах.
Молодая женщина весело поприветствовала своих знакомых. Беликов, увидев её на велосипеде, был шокирован. На следующее утро он пришёл домой к Коваленко и сказал, что недопустимо для учителя гимназии ездить на велосипеде. Когда разговор перешёл на повышенные тона, Михаил схватил Беликова за воротник и спустил его с лестницы. Варенька, зайдя в дом, увидела Беликова. Она подумала, что он упал сам и громко засмеялась. Для Беликова это была последняя капля. Через три дня он заболел, а через месяц умер. Буркин рассказал о том, что хоронил своего коллегу с удовольствием. Все скрывали свою радость, за сочувствующими лицами. И как в детстве, Буркин испытал радость от чувства свободы, когда ей можно наслаждаться и радоваться. Потом подытожил, что после смерти Беликова в их коллективе ничего не изменилось. И легче-то не стало. Жизнь продолжалась, такая же серая и однообразная. Буркин хотел было ещё одну историю рассказать, но собеседник его остановил, сказав, что пора спать. И вскоре Буркин уснул, а Иван Иваныч ворочался и никак не мог уснуть.
Частые вопросы
- Что символизирует футляр в рассказе «Человек в футляре»?
Футляр символизирует страх перед жизнью, стремление к уединению, консерватизм и нежелание принимать что-либо новое. Это защита от внешнего мира, но также и тюрьма, ограничивающая личность.
- Кто такой Беликов и как он выглядит?
Беликов – учитель греческого языка в гимназии, главный герой рассказа. Он носит темные очки, ватный халат, всегда ходит с зонтом и старается прятать лицо в воротник, создавая впечатление «человека в футляре».
- Почему Беликов так боялся нарушить правила и предписания?
Беликов боялся нарушить правила и предписания, потому что видел в них единственную опору и защиту от хаоса и неопределенности жизни. Любое отклонение от нормы вызывало у него тревогу и страх.
- Как жители города относились к Беликову?
Жители города испытывали смешанные чувства к Беликову. С одной стороны, он вызывал страх и раздражение своим педантизмом и постоянными придирками. С другой стороны, он казался безобидным и даже жалким, поэтому его терпели.
- Кто такая Варенька и какое влияние она оказала на Беликова?
Варенька – сестра учителя истории Михаила Саввича Коваленко. Она жизнерадостная, открытая и энергичная. Ее появление в городе и намерения выйти замуж за Беликова на короткое время вывели его из «футляра», но закончилось для него трагично.
- Как смерть Беликова повлияла на жизнь города?
После смерти Беликова стало немного легче дышать, однако в целом ничего не изменилось. Страх и консерватизм продолжали господствовать в городе.
- Какова основная тема рассказа «Человек в футляре»?
Основная тема рассказа – это проблема духовной несвободы, страха перед жизнью и разрушительного влияния консерватизма на общество.
- Кто рассказывает историю о Беликове в рассказе?
Историю о Беликове рассказывают Иван Иваныч Чимша-Гималайский, ветеринарный врач, и учитель гимназии Буркин во время охоты.
- Что стало причиной смерти Беликова?
Смерть Беликова наступила из-за потрясения, вызванного карикатурой на него и Коваленко, едущих на велосипедах, и последовавшей за этим ссорой с Коваленко. Он не смог выдержать подобного нарушения привычного порядка.
- В чем актуальность рассказа «Человек в футляре» в наши дни?
Рассказ «Человек в футляре» актуален и сегодня, так как проблема страха перед переменами, консерватизма и нежелания принимать новое по-прежнему существует в обществе. Он призывает к духовной свободе, открытости и готовности к изменениям.