Краткое содержание: «Фотография, на которой меня нет»

Рассказ В.П. Астафьева

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьева был написан в 1968 году. Это автобиографическая история из жизни автора, когда он, будучи школьником, не смог сфотографироваться вместе со всем классом. Эта фотография - воспоминания об учёбе в селе Овсянка, о дружбе, об одноклассниках, многих из которых уже нет в живых.

Краткое содержание: Фотография, на которой меня нет

Главные герои

Витя
Витя
— мальчик-сирота, живший с бабушкой и дедушкой, не отличавшийся хороший учёбой и прилежным поведением
Саня
Саня
— лучший друг Вити, верный товарищ
Екатерина Петровна
Екатерина Петровна
— бабушка Вити, строгая, но очень добрая и заботливая женщина
Евгений Николаевич
Евгений Николаевич
— школьный учитель, внимательный и добрый

Краткое содержание

Зимой пришло сообщение о том, что в деревню приедет фотограф, который будет снимать учащихся школы. Жители деревни задумались, в какой дом поселить городского фотографа. В конце концов его определили в дом к десятнику сплавной конторы, который был очень уважаемым и культурным человеком на селе. Начались приготовления к фотосъёмкам. Ребята придумывали, кто где будет сидеть. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников. Витю и его приятеля Саньку определили в самый дальний ряд. Конечно им это не понравилось, и они даже хотели подраться с остальными. Но их прогоняют, ведь рассаживали так за плохое поведение. Мальчишки идут кататься с обрыва. Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Витя простудился. Ночью у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка сначала поругала его за глупость, а потом стала лечить. Она натёрла ему ноги нашатырным спиртом и укутала пуховой шалью. Но ничего не помогало, от сильной боли Витя кричал на весь дом. Бабушка отправила деда топить баню. Она как следует пропарила внука и дала ему ложку противной настойки. В полдень Витя проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали из школы за Витей, чтобы сделать общую фотографию класса. Увидев друга в тяжёлом состоянии, Саня решил остаться с Витей и не пошёл фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают лучший снимок.

Целую неделю Витя пробыл дома. Бабушка его лечила и баловала. Через несколько дней к Вите пришёл школьный учитель Евгений Николаевич, который принёс с собой фотографию класса. Мальчик стал рассматривать лица одноклассников. Ему было грустно от того, что его не было на фото. Учителей очень уважали в деревне. Местные жители всячески старались им помочь. Люди оставляли под дверью дрова, молоко, сметану. Учителя сделали много добра для односельчан. Они обустроили школу, организовали сбор вторсырья, для того чтобы купить учебники и тетради. В деревенском клубе обучили молодёжь танцам, занимались театральными постановками. Автор бережно хранил эту школьную фотографию. Со временем она пожелтела, но на ней всё ещё можно было узнать лица ребят. А многие из них не вернулись с войны.

Частые вопросы

  • Какова основная тема рассказа «Фотография, на которой меня нет»?
    Основная тема рассказа – это становление личности, влияние детства и школы на формирование характера, а также значение памяти и связи с малой родиной.
  • Кто является главным героем рассказа и от чьего имени ведется повествование?
    Главный герой – мальчик Витя, от лица которого и ведется повествование. Это автобиографичный рассказ, отражающий детские годы самого Виктора Астафьева.
  • Почему Витя не попал на общую фотографию класса?
    Витя не попал на фотографию, потому что заболел и не смог прийти в школу в день, когда делали снимок. Он очень переживал из-за этого.
  • Какую роль в жизни Вити играл учитель Евгений Николаевич?
    Евгений Николаевич был для Вити не просто учителем, а наставником и другом. Он поддерживал его, развивал его интерес к знаниям и литературе, и оказал большое влияние на его формирование как личности.
  • Какое значение имеет фотография в рассказе?
    Фотография символизирует память, связь с прошлым и чувство принадлежности к коллективу. Отсутствие Вити на фотографии подчеркивает его чувство отчуждения и сожаления.
  • Что можно сказать о быте и окружении, в котором рос Витя?
    Быт Вити был простым и скромным, но наполненным любовью и заботой. Он рос в деревне, в окружении природы, и его детство было тесно связано с сельским образом жизни.
  • Как Витя относился к школе и учебе?
    Витя относился к школе с интересом и уважением, особенно благодаря учителю Евгению Николаевичу. Учеба давалась ему не всегда легко, но он старался и ценил возможность получать знания.
  • Какова роль деда Вити в его воспитании?
    Дед играл важную роль в воспитании Вити, заменяя ему родителей. Он был мудрым и добрым человеком, передавал внуку свои знания и опыт, учил его любить природу и уважать людей.
  • Какие чувства испытывает автор, вспоминая о своем детстве?
    Автор испытывает теплые и светлые чувства, вспоминая о своем детстве. Он с любовью и благодарностью вспоминает своих учителей, одноклассников и родных места.
  • Каков основной посыл рассказа «Фотография, на которой меня нет»?
    Основной посыл рассказа – это важность помнить свои корни, ценить детство и людей, которые сыграли важную роль в формировании личности. Это рассказ о любви к малой родине и о значении памяти в жизни каждого человека.

Автор произведения

Виктор Петрович Астафьев — выдающийся советский и российский писатель, драматург и сценарист, уроженец Красноярского края. Участник Великой Отечественной войны, опыт которой оставил глубокий след в его творчестве. Автор таких известных произведений, как «Последний поклон» и «Пастух и пастушка». Лауреат Государственной премии СССР (1978) и премии имени А. Солженицына (1997). Работы Астафьева стали классикой русской литературы.