Краткое содержание: «История крепостного мальчика»

Повесть С.П. Алексеева

Повесть С.П. Алексеева «История крепостного мальчика» была написана в 1958 году. Это произведение о нелёгкой судьбе крепостных людей, а именно мальчика, которому пришлось много пережить в свои юные годы. Он понимает, что добрых хозяев у него никогда не будет, поэтому всячески соспротивляется унижениям и побоям. После очередного побега повесть заканчивается. Автор даёт понять читателю, что жизнь Мити Мышкина никогда не изменится к лучшему.

Краткое содержание: История крепостного мальчика

Главные герои

Митя Мышкин
Митя Мышкин
— добрый и смелый мальчик
Мавра Ермолаевна
Мавра Ермолаевна
— помещица, которая выкупила Митю
Франц Иванович Нейман
Франц Иванович Нейман
— управляющий графа Гущина, немец
Даша
Даша
— крепостная девочка, с которой подружился Митя
Александр Васильевич Вяземский
Александр Васильевич Вяземский
— новый хозяин Митьки, проигравший мальчика в карты
Гаврила Захарович Юсуповский
Гаврила Захарович Юсуповский
— князь, генерал в отставке, последний хозяин Митьки

Очень краткое содержание

Повесть описывает нелёгкую жизнь десятилетнего мальчика Мити, которого продала хозяйка, разлучив с родителями. Много повидал Митя, многое пережил, но никогда не падал духом. Единственное, чего он не смог вынести – это смерть своей подруги Даши, которая погибла по вине управляющего. Митя мечтал вернуться к родителям и постоянно убегал от хозяев. Когда его мечта сбылась, выяснилось, что он поджёг флигель, в котором погиб управляющий. Мальчику пришлось снова бежать.

Краткое содержание

Глава 1. Барыня Мавра Ермолаевна

В селе Закопанка Мышкин Митя прожил десять лет. Однажды барыня сообщила отцу мальчика страшную новость. Вернувшись, тот что-то тихо сказал матери, после чего она заплакала. Митька не мог понять, что случилось. От других ребят он узнал, что барыня его продаст. На ярмарке в селе Чудово продавали людей. Близился вечер, а Митю никто не покупал. Тогда мальчик успокоился и стал ждать, когда их увезут обратно. Вдруг на него обратила внимание незнакомая барыня. Она стала его осматривать и щупать, после чего купила мальчика. Мать Мити Аксинья бросилась к ребёнку и закричала, что не отдаст его, но мальчика забрали. Мавра Ермолаевна была небогатой помещицей, семьи у неё не было. Из крепостных был только кучер по имени Архип и кухарка Варвара.

Хозяйка просыпалась с рассветом и звала Варвару. Потом следила за работой Архипа и шла смотреть на любимых гусей. После обеда она спала, а вечером раскладывала карты. Митьке поручала разные дела по дому. Тяжело было мальчику, ни днём, ни ночью покоя не было. Так было изо дня в день. Суббота проходила иначе. После бани хозяйка порола своих крепостных, чтобы они знали своё место. Потом все ехали молиться в церковь. Митя не мог понять, для чего нужно пороть ни в чём не повинного человека. Однажды он украл розги и спрятал. В наказание барыня закрыла Митьку в гусятне. Мальчик был напуган гусаком и, ударив его палкой, убил. Розги нашли под периной у барыни. После этого хозяйка нещадно выпорола мальчика.

Глава 2. Даша

Рядом с усадьбой помещицы находилось имение графа Гущина, который обычно приезжал с гостями под Новый год, чтобы отметить праздник. За несколько дней до праздника граф велел своему управляющему Францу Нейману собрать хор из крепостных. Как-то раз немец увидел Митю, который пас гусей и играл на дудочке. Он отправился к барыне и выкупил его за перину и два мешка овса. Поселили мальчика в избу при дворе барина, где он жил с поварихой Агафьей и дворовой девкой Палашкой. Палашка кричала на мальчика всё время, а Агафья заступалась. Митька подружился с дворовым мальчиком Тимкой. Осенью в Барабиху приехали крепостные артисты. Митька познакомился с юной артисткой по имени Даша, девочка ему очень понравилась. Однако мысль о побеге не оставляла мальчика, и он стал собирать сухари в дорогу. В день побега его выследила Палашка и схватила его.

Мальчик укусил её за руку и сбежал. Немого Фёдора отправили за мальчиком, который его разыскал и привёз обратно, но барину не выдал. Стал Митька жить у Фёдора, но однажды его Франц Иванович на псарне увидел. Били арапниками и Митьку, и Фёдора. Настал день последней репетиции. Митька пробрался в дом графа и стал подсматривать. Когда Даша танцевала, она запнулась и упала. Франц хотел ударить её палкой. Митька выбежал, желая её защитить. Даша схватила мальчика за руку, и дети выбежали на улицу. Девочка сильно замёрзла и простудилась. Заболев воспалением лёгких, Даша умерла, Митька был потрясён. Ночью мальчик вышел на улицу, запер дверь дома управляющего, подложил соломы и поджёг. Проснулись крепостные и побежали на помощь, но Фёдор встал у дверей и никого не пустил. Митя в это время перелез через ограду и пошёл прочь. В этот момент крыша горящего дома обрушилась, немец погиб.

Глава 3. Гвардейский поручик

Митька долго шёл и добрёл до дороги. Силы покидали мальчика. Там его заметил гвардейский офицер и пожалел. Он взял к себе мальчика, и теперь Митя жил у поручика лейб-гвардии императорского полка Вяземского в Питере. Александр Васильевич был добрым человеком. Митьке у него жилось хорошо. Вскоре хозяина понизили в звании из-за дуэли и отправили на войну. Митьку он взял с собой. Во время штурма Измаила мальчик спас раненого хозяина, за что был награждён медалью. Митя с хозяином вернулись в Питер, но вскоре мальчик сбежал, узнав, что Вяземский проиграл Митьку в карты.

Глава 4. Добрый барин

На четвёртый день, скитаясь по городу, Митька встретил крепостного Савву, которого знал, когда ещё жил с родителями. От него мальчик узнал, что его родителей продали князю Юсуповскому. Савва отвёз Митьку к родителям и попросил барина выкупить мальчика у графа Гущина. Он рассказал хозяину, что Митя был на войне, медаль получил за спасение жизни. Князь согласился. Стал Митька снова жить в родительском доме и развлекать генерала. Однажды на базаре мальчик встретил Агафью. Митька случайно проговорился, что поджёг дом немца. Узнав об этом, граф Гущин велел арестовать мальчика, но Митя снова сбежал.

Частые вопросы

  • О ком рассказывает «История крепостного мальчика»?
    Книга Сергея Алексеева «История крепостного мальчика» рассказывает о жизни и приключениях мальчика Алеши, крепостного крестьянина, во времена правления императрицы Елизаветы Петровны.
  • В какое время происходят события, описанные в книге?
    События в книге происходят в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны, то есть в середине XVIII века.
  • Какое необычное умение было у Алеши?
    Алеша умел очень красиво рисовать.
  • Как Алеша попал в Санкт-Петербург?
    Алеша попал в Санкт-Петербург благодаря своему умению рисовать. Его талант заметил граф и забрал его с собой в столицу.
  • Чему учился Алеша в Санкт-Петербурге?
    В Санкт-Петербурге Алеша учился живописи у известных мастеров, чтобы развить свой талант.
  • Кто был наставником Алеши в Санкт-Петербурге?
    В тексте не упоминается конкретное имя наставника Алеши, но говорится, что он учился у опытных живописцев.
  • Какие трудности пришлось преодолеть Алеше?
    Алеше пришлось преодолеть трудности, связанные с жизнью крепостного, привыканием к новой жизни в городе, обучением и адаптацией в высшем обществе.
  • Какую роль сыграл талант Алеши в его судьбе?
    Талант Алеши сыграл решающую роль в его судьбе, позволив ему вырваться из крепостной зависимости и получить возможность развиваться как художник.
  • Какие исторические события упоминаются в книге?
    В книге упоминаются события, связанные с эпохой правления Елизаветы Петровны и жизнью дворянства в XVIII веке.
  • Чем заканчивается «История крепостного мальчика»?
    История заканчивается тем, что Алеша становится известным художником, но подробности его дальнейшей жизни остаются за рамками повествования.

Автор произведения

Сергей Петрович Алексеев — выдающийся русский советский литератор, удостоенный Государственной премии СССР. Родился в 1922 году, окончил исторический факультет Оренбургского педагогического института и посвятил себя литературе. С 1946 года он работал редактором известного издательства «Детская литература». Автор множества произведений о Великой Отечественной войне, переведённых на более чем 50 языков.