Рассказ И.С. Шмелёва «Как я стал писателем» был написан в 1895 году. Это произведение автобиографическое. В нём автор рассказывает о том, как в разные жизненные периоды происходило его становление как писателя. Его огромная заслуга в том, что он старался, стремился к своей цели и ничего не боялся, поэтому достиг больших успехов.

Главные герои

- Рассказчик
- — иван Сергеевич Шмелёв

- Николай Иванович Баталин
- — инспектор, надменный, строгий преподаватель словесности

- Фёдор Владимирович Цветаев
- — любимый педагог писателя, который помог его таланту раскрыться в полной мере

- Анатолий Александров
- — профессор, редактор журнала «Русское обозрение», поверивший в талантливого юношу
Очень краткое содержание
Рассказывая о своём детстве и юности, Иван Сергеевич Шмелёв описывает те жизненные моменты, которые в той или иной степени повлияли на его развитие, как писателя. Желание рассказывать что-то другим людям у него проявилось с раннего детства. Он был большим выдумщиком и фантазёром. В гимназии он проявлял свой талант в сочинениях, и его учитель Фёдор Цветаев заметил, что его работы были достаточно хороши. Дальнейшую судьбу рассказчика определило знакомство с профессором Александровым, который заставил поверить юношу в то, что он находится на правильном пути.
Краткое содержание
Автор рассказывает о том, как решил стать писателем. Он считает, что всё вышло просто и непредумышленно. Ему казалось, что в душе он всегда был писателем. С детства он болтал без умолку, а его няня называла его «балаболкой». Картины из детства ясно представляются в его памяти. Это первая азбука, берёзка за окном, икона, запах вкусной каши. Он хорошо помнит свои игрушки, с которыми разговаривал в детстве. Ему казались живыми разные предметы быта, и он выдумывал про них всякие сказки. В первом классе гимназии за разговорчивость его прозвали римским оратором. На уроках его часто наказывали за то, что он много разговаривал. В возрасте десяти лет рассказчик увлёкся романами Жюля Верна.
Произведения французского писателя так вдохновили мальчика, что после их прочтения он написал сочинение про учителей, совершивших увлекательное путешествие на Луну. Его работу читали даже восьмиклассники, и были в восторге от сочинения. Однако сухой, равнодушный инспектор Николай Иванович Баталин внёс свою ложку дёгтя. Он высказал мнение о том, что гимназисты должны с большим уважением относиться к преподавателям, а юного автора строго наказал. Тем не менее писательские порывы рассказчика продолжали изливаться в его школьных сочинениях. Баталина сильно раздражали лирические отступления, которые мальчик делал в своих работах. Николай Иванович привык к тому, чтобы ученики выполняли задания по плану, и это ему нравилось.
Как-то раз рассказчик попытался отстоять перед инспектором свою точку зрения, но взамен получил тройку с минусом, а потом и вовсе получил кол в придачу. В результате у мальчика снизился средний балл, его не допустили к экзаменам и оставили на второй год. К счастью рассказчика теперь его учителем был Фёдор Владимирович Цветаев, с которым он получил полную свободу для самовыражения. Особенно мальчик любил писать сочинения на поэтические темы. Цветаев оценивал его работы на отлично и ставил несколько жирных плюсов. Он считал, что мальчик должен развивать свой талант. Фёдор Владимирович, как любимый педагог, оставил глубокий след в душе рассказчика. Когда обучение в гимназии было окончено, в творчестве рассказчика наступил третий период.
Всё лето он провёл в деревне. Недалеко от заброшенной мельницы, располагались обрывы, где он часто рыбачил. Природа так впечатлила юношу, что он приходил сюда снова и снова. Весной во время подготовки к выпускным экзаменам он вспомнил эти живописные места и всего за один вечер написал рассказ под названием «У мельницы». Он был очень доволен своей работой, но не знал, что делать дальше. Даже посоветоваться с кем-то по поводу своей работы он стеснялся. Однажды на Тверской он увидел небольшую вывеску журнала «Русское обозрение». Вспомнив об этом, он поспешил туда со своим рассказом. Редактор Анатолий Александров приветливо встретил юношу в своём кабинете. Рассказчик смутился, но мужчина, взяв у него рукопись, сказал прийти через пару месяцев.
Когда юноша вновь пришёл в редакцию, его снова попросили прийти спустя какое-то время. Во время подготовки к выпускным экзаменам рассказчик уже и не думал о своём рассказе. Однако он очень удивился, получив письмо из редакции журнала. Александров просил юношу прийти снова. Сообщив рассказчику, что он высоко оценил его работу, он попросил оторопевшего юношу сотрудничать с его журналом. Летом рассказчик получил июльский номер журнала «Русское обозрение», в котором был напечатан его рассказ. Его произведение понравилось читателям. Так он получил от профессора свой первый гонорар в размере восьмидесяти рублей. Для юноши это были большие деньги и большая радость. Выйдя из редакции, рассказчик присел на скамейку и обдумал произошедшее событие. Сегодня он понял, что стал совершенно другим человеком.
Частые вопросы
- О чем произведение «Как я стал писателем»?
Это автобиографический рассказ Ивана Шмелёва о его детских годах и о том, как формировался его интерес к литературе и писательству.
- Кто является главным героем произведения?
Главный герой - сам автор, Иван Сергеевич Шмелёв, вспоминающий своё детство.
- Какое влияние оказала семья на формирование писателя Шмелёва?
Семья оказала огромное влияние: дед был рассказчиком историй, мать читала вслух, а окружающая атмосфера, полная жизни и народных традиций, питала воображение мальчика.
- Какие книги и авторы оказали наибольшее влияние на юного Шмелёва?
В тексте упоминаются «Русские сказки», «История государства Российского» Карамзина, произведения Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
- Какую роль в становлении писателя сыграла природа?
Природа играла огромную роль. Описание природы в рассказе показывает её как источник вдохновения, красоты и глубокого понимания жизни.
- Как в произведении изображены народные обычаи и традиции?
Народные обычаи и традиции показаны как неотъемлемая часть жизни, формирующая мировоззрение и характер будущего писателя. Они полны красок, звуков и колорита.
- Каково значение образа Москвы в произведении?
Москва представлена не просто городом, а живым организмом, полным контрастов, шума, запахов и историй. Она является символом Родины и источником впечатлений для юного Шмелёва.
- Каким предстает мир детства в рассказе «Как я стал писателем»?
Мир детства предстает ярким, полным чудес и открытий. Это мир непосредственных чувств, богатого воображения и глубокой связи с природой.
- Что можно сказать о языке и стиле произведения?
Язык произведения отличается образностью, лиризмом и богатством народной речи. Шмелёв использует яркие эпитеты, сравнения и метафоры для создания живых картин.
- Какова основная идея рассказа «Как я стал писателем»?
Основная идея заключается в том, что формирование писателя – это сложный и многогранный процесс, в котором важны не только образование и знания, но и личный опыт, впечатления детства, любовь к Родине и народу.