Роман «Мартин Иден» Джека Лондона, написанный в 1908 году, повествует о тернистом пути молодого писателя, который благодаря исключительному трудолюбию и настойчивости смог добиться всеобщего признания. В произведении раскрывается немало важных тем, во всей своей неприглядности показаны пороки высшего общества, ставшие причиной гибели истинного литературного самородка, не пожелавшего принять правила игры окружающего социума. События романа происходят в начале XX века в США, в городе Окленде (Калифорния).

Главные герои

- Мартин Иден
- — молодой человек 20 лет, который хочет посвятить себя литературе .

- Руфь Морз
- — девушка из буржуазного общества, возлюбленная Мартина, выше всего ценит финансовое благополучие и внешность.

- Рэсс Брисседен
- — близкий друг Мартина, поддерживал его в стремлении стать писателем.

- Лиззи Конолли
- — обычная девушка, искренне любящая Мартина .

- Гертруда
- — старшая сестра Мартина, отзывчивая женщина.

- Бернард Хиггинботам
- — супруг Гертруды, лавочник.

- Джо
- — друг Мартина, разделивший с ним тяжёлую работу в прачечной.
Очень краткое содержание
Роман "Мартин Иден" рассказывает историю молодого моряка, который стремится стать успешным писателем. Главный герой влюбляется в девушку из высшего общества, Руфь Морз, и ради неё начинает активно работать над своим образованием и писательским мастерством. Однако на пути к успеху молодой человек сталкивается с множеством трудностей. Его работы отвергают издатели, он испытывает финансовые потери и разочарование в обществе. В конце концов, несмотря на признание и успех, Мартин теряет веру в свои идеалы и совершает самоубийство. Роман поднимает вопросы о ценности труда, социальных различиях и влиянии успеха на личность.
Краткое содержание
Главы 1-2
Молодого крепкого парня, внешность которого сразу выдает в нём моряка, приглашают на обед в аристократический дом семейства Морзов. Он с интересом осматривает роскошное убранство дома, но особенно его привлекают книги, при взгляде на которые в его глазах вспыхивает смесь тоски, зависти и голода, словно перед человеком, страдающим от недостатка еды. Причиной приглашения Мартина Идена в дом Морзов стало спасение им молодого Артура Морза от нападения. Юноша представляет своего спасителя своей сестре Руфи. Увидев девушку с воздушным обликом, золотыми волосами и глубокими голубыми глазами, Мартин мгновенно влюбляется в неё. В общении с Руфью герой осознает огромную разницу в уровне образования между ними.
Он решает сделать всё возможное, чтобы преодолеть этот разрыв, а Руфь, очарованная естественной харизмой своего нового знакомого, поддерживает его стремление к знаниям. Позже выясняется, что Артур Морз пригласил молодого моряка вовсе не из искреннего желания выразить благодарность. Его намерениями руководили низменные мотивы: продемонстрировать членам своей семьи «невоспитанного грубияна» и посмеяться над его поведением. Тем не менее планы Артура терпят неудачу: Мартин, используя свою острую наблюдательность и способность быстро адаптироваться, успешно справляется с ролью достойного гостя и увлекает всех присутствующих своими захватывающими рассказами о морских приключениях.
Главы 3–5
После непростого визита в дом Морзов и знакомства с Руфью, Мартин возвращается домой, словно находясь в состоянии опьянения. Он живёт вместе со своей сестрой Гертрудой и её мужем, лавочником, который вызывает у Мартина сильное отвращение. Бернард — человек лицемерный и жестокий, тиранящий всю семью. Устраиваясь на своей кровати в тесной комнатушке, Мартин погружается в мечты о Руфи. Одна мысль о ней возвышает и очищает его душу, вселяя решимость стать лучше. Молодой человек твёрдо намеревается посвятить больше времени своему образованию, культурному развитию и личной гигиене, стремясь достичь уровня своей возлюбленной.
Главы 6–8
Мартин регистрируется в двух библиотеках, оформляя несколько читательских билетов — на себя, обеих сестёр и ученика Джима. Он читает книги до поздней ночи, но бесконечное чтение лишь усиливает его жажду знаний. В сознании героя происходят значительные изменения: он начинает с особым вниманием относиться к своей внешности и здоровью. Мартин регулярно чистит зубы, моет руки щёткой для посуды и каждое утро обливается холодной водой. Он полностью отказывается от алкоголя, поскольку теперь его опьяняет сама Руфь, книги и чувство внутренней чистоты. Мартин стремится любой ценой встретиться с Руфью. Он обращается за советом к библиотекарю, как лучше организовать встречу, и получает рекомендацию позвонить ей. Когда они наконец встречаются, Руфь сразу замечает положительные изменения в облике моряка. Девушка испытывает к нему смешанные чувства — жалость и нежность, а также искреннее желание помочь. Она рекомендует Мартину прежде всего закончить среднюю школу, а затем поступить в университет. Однако ни у самого Мартина, ни у его семьи нет средств на такое образование, поэтому единственным выходом остаётся самообучение. Руфь берётся помогать целеустремлённому юноше, постепенно проникаясь к нему симпатией и незаметно влюбляясь в него.
Главы 9–16
Потратив все свои накопления, Мартин отправляется в длительное путешествие на Соломоновы острова. За восемь месяцев плавания он не только зарабатывает неплохие деньги, но и успевает многое прочитать и изучить. Вернувшись в Окленд, Мартин не торопится увидеться с Руфью: он хочет встретиться с ней только после того, как напишет статью о охотниках за сокровищами. Он мечтает создать повесть и опубликовать её в газете, чтобы предстать перед своей возлюбленной в лучшем свете. Однако его амбициозные планы рушатся: редакторы возвращают ему рукописи, так и не напечатав их. Ещё одно разочарование ожидает Мартина: он проваливает вступительные экзамены в среднюю школу. Несмотря на трудности, Мартин продолжает заниматься самообразованием, и настоящим открытием для него становятся идеи Спенсера о единстве мира.
Шаг за шагом он поднимается на вершины интеллектуального развития, и всё, что ранее казалось недоступным, раскрывает перед ним свои секреты. Мартин старается понять, почему его тексты не принимают к печати. Он внимательно изучает работы других авторов, пытаясь разгадать секрет их успеха. Молодой человек решается читать некоторые из своих рассказов Руфи, рассчитывая, что она укажет на их недостатки. Руфь шокирована историями Мартина, поскольку они изображают суровую реальность простой жизни. Писатель объясняет ей, что жизнь далеко не всегда прекрасна, но важно отображать её правдиво. Руфь видит в нём зарождающийся талант писателя, чувствует скрытую силу его художественного слова. Её поддержка вдохновляет Мартина, и он с новой энергией приступает к покорению новых высот.
Главы 17–19
Для того чтобы продолжать заниматься литературой, Мартину необходимы средства. Он находит работу помощником в гостинице, где день за днём стирает и гладит бельё. Работа изнурительная, и она поглощает все его ресурсы. Заключённый в замкнутый круг, Мартин теряет интерес к жизни. Его состояние угнетённости только усиливается из-за тяжёлой работы. Накопив нужную сумму денег, Мартин медленно выходит из состояния подавленности. Проходит время, прежде чем он вновь обретает интерес к литературе. Мартин сообщает Руфи, что собирается отдохнуть, а затем снова уйдёт в плавание. Девушка расстроена этим известием: она влюблена в Мартина и не желает с ним расставаться. Между молодыми людьми возникает ещё большее взаимопонимание: Мартин теперь способен обсуждать с ней любые темы на равных, и социальная пропасть между ними сокращается. Тем временем в семье Морзов обсуждают Мартина и его влияние на Руфь. Мать девушки считает, что юноша, не имеющий устойчивого социального статуса и постоянного дохода, не подходит ей в качестве мужа. Родители решают подождать, пока Мартин уйдёт в плавание, и отправить дочь на год к тёте Кларе, проживающей на востоке страны.
Главы 20–23
Мартин больше не пишет полноценные статьи, ограничиваясь лишь заметками. Он решает взять небольшой отпуск и посвятить его отдыху и любви. Тем не менее, он всё ещё не решается признаться Руфи в своих чувствах, опасаясь её реакции. Первая не выдерживает Руфь, и молодые люди объясняют друг другу свои чувства. Мартин осознаёт, что его возлюбленная — обычная женщина, такая же, как и многие другие, и между ними нет непреодолимых различий, кроме социальных, которые можно преодолеть с большим желанием. Родители Руфи, узнав о помолвке дочери с моряком, внешне выражают согласие с их союзом. Однако втайне они надеются, что отношения молодых людей скоро прекратятся, полагая, что Руфь выберет выгоду вместо чувств.
Главы 24–30
Деньги у Мартина заканчиваются, но он продолжает писать рассказы, которые по-прежнему не находят признания. Жизнь идёт в долгах. Мартину приходится продавать велосипед, часы и пальто, чтобы хоть как-то прокормить себя. Он голодает, довольствуясь редкими случаями нормальной еды, когда обедает у Руфи или сестры. Мартин просит Руфь дать ему два года, чтобы улучшить своё материальное положение и жениться на ней. Однако время идёт, а его финансовые дела остаются неизменными: журналы продолжают возвращать его рукописи непринятыми. Неожиданно журнал «Трансконтинентальный вестник» соглашается опубликовать одну из его историй, но предлагают всего пять долларов. Мартин морально опустошён, ведь ожидал значительно большего гонорара. Он понимает, что рассказы о больших доходах писателей — ложь. Постоянный голод доводит его до болезни. В этот тяжёлый для Мартина момент начинают поступать чеки от других изданий, и его долги постепенно погашаются. Хотя денег немного, главное — его признали, как писателя. Чтобы получать постоянный доход, Мартин учится искусству написания коротких рассказов для газет. Однако Руфь недовольна этим: она настаивает, чтобы он бросил свою «писанину» и устроился на работу в юридическую фирму её отца.
Главы 31–37
На одном из вечеров в доме Морзов Мартин знакомится с мистером Брэссенденом — свободомыслящим интеллектуалом, который, кажется, знает всё на свете. Мартин и Брэссенден быстро становятся друзьями. Они проводят долгие вечера, обсуждая литературу, и Мартин показывает своему другу свои произведения. Брэссенден с первого взгляда понимает, почему их неохотно печатали — в них «глубина, а журнальным редакторам это неинтересно». Мартин читает ему свои любовные стихи, посвящённые Руфи. Брэссенден восхищён, но недоумевает, как такая прекрасная поэзия могла быть посвящена «бледной немочке» Руфи. Для истинного счастья ему нужна «страстная женщина с горячей кровью, которая смеялась бы над жизнью и насмешливо относилась к смерти, искренне любившая». Брэссенден знакомит своего друга с интересными и образованными людьми из своего окружения. Прочитав рукописи Мартина, они рекомендуют ему обращаться не в журналы, а в «лучшие издательства» — там его ждёт успех. Получив от Брэссендена сто долларов, выигранных на скачках, Мартин дарит скромные подарки бедной португальке Марии Силве, хозяйке его комнаты, и её семи детям. Он угощает детей сладостями, но встречает Руфь и её мать. Для Руфи это серьёзное оскорбление — видеть любимого в компании оборванцев. Она горько плачет от стыда, но Мартину и в голову не приходит «стыдиться своих знакомств».
Главы 38–40
Бриссенден и Мартин направляются в клуб социалистов. Расс уговаривает молодого писателя произнести речь и произвести фурор. Мартин оказывается вовлеченным в оживлённую дискуссию, которая вызывает большой резонанс. К несчастью для него, среди присутствующих находится молодой журналист, решивший создать скандальную заметку. Он придумывает абсурдную клевету и приписывает её авторство Мартину. На следующее утро репортёр приходит к Мартину, когда у того гостит Бриссенден. Бесстыжий юноша намеревается взять у Мартина интервью, надеясь, что это принесёт писателю хорошую известность. Бриссенден предлагает хорошенько проучить нахального парня, и Мартин охотно выполняет этот совет. В ответ репортёр публикует мерзкую статью, обвиняющую Мартина в праздности и стремлении жить за счёт других. Вскоре молодой человек получает письмо от Руфи, где она разрывает их отношения. Она долго терпела, ожидая, что Мартин научится вести себя как ответственный и достойный человек, но теперь осознала, что они просто не подходят друг другу. Мартин понимает, что «его жизнь претерпевает изменения»: близкие отворачиваются от него, любимая девушка расторгла помолвку, а перспективы в литературе кажутся туманными. В замешательстве он завершает работу над своей рукописью под названием «Поздно».
Главы 41–44
Мартин узнаёт, что поэма его друга Бриссендена «Эфемерида» принята к публикации в журнале, который предложил за неё высокую плату — 350 долларов. Он спешит рассказать эту новость другу, но, прибыв в отель, узнаёт, что тот покончил с собой. Мартин даже рад, что его друг мёртв и не прочтёт критику, обрушившуюся на его произведение: «великая поэма использовалась для развлечения публики», и каждый старался нажить на ней капитал. Получив чек на 350 долларов, он передает его стряпчему Бриссендена. Мартин прекращает писать, охваченный полным безразличием к литературе и своему будущему. Именно в этот момент судьба поворачивается в пользу молодого писателя: начинают поступать чеки за его произведения, опубликованные в престижных журналах. Однако большие суммы денег уже не приносят Мартину радости, так как он внутренне опустошен.
Потеря Бриссендена и Руфи сделала его глубоко несчастным и одиноким человеком, потерявшим смысл своего существования. Вспоминая, как Гертруда однажды помогла ему, отдав последнюю монету в пять долларов, Мартин возвращает ей долг сторицей. Он обменивает 500 долларов на 100 пятидолларовых монет и вручает их сестре «сияющим золотым потоком». Мартин настаивает, чтобы Гертруда, измотанная постоянной тяжёлой работой, наняла себе служанку. Мартин всё чаще думает о живописной долине на берегу океана, куда он хочет переехать, чтобы зарабатывать больше денег и жить вдали от цивилизации. Он встречается с Лиззи Коннолли — простой девушкой, которая давно была в него влюблена. Она готова на всё ради Мартина, и тот понимает, что может быть счастливым с ней, но в его сломленном сердце нет места для новой любви. Хотя первая книга Мартина — «Позор солнца» — опубликована, он остаётся равнодушным к этому событию.
Главы 45-46
Мартин становится популярным писателем, и двери лучших домов открыты перед ним. Даже мистер Морз признаёт, что Мартин заслуживает чести быть почётным гостем в его доме. К удивлению Мартина воспоминания о Руфи перестали вызывать в нём былые переживания. Он понимает, что для неё важнее «буржуазные ценности», нежели настоящие чувства, и он был влюблён в иллюзорный образ женщины. Настоящая Руфь была готова разрушить его писательский талант, так как он не обеспечивал нужный уровень доходов. Заметив обнищавшего Джо, с которым они некогда работали в прачечной, Мартин решает помочь ему, передав ему в подарок небольшую прачечную.
Мартин выдвигает лишь одно требование: Джо обязан вести дело честно и справедливо. Мартин ненавидит лицемерие, охватившее его после того, как он стал знаменитым и богатым. Он хочет освободиться от суеты цивилизованной жизни и все чаще размышляет о Маркизских островах. Поднимаясь на борт судна, Мартин рассматривает возможность взять с собой Лиззи Конноли, но «утомлённая душа» протестует. Во время плавания Мартин анализирует свою жизнь, которая стала для него «слишком яркой», вызывая усталость и раздражение. Мысли о самоубийстве всё чаще посещают Мартина. В конце концов, преодолевая страх, он совершает прыжок в море через иллюминатор.
Частые вопросы
- Каковы основные темы романа «Мартин Иден»?
Основные темы романа включают в себя стремление к самообразованию и самосовершенствованию, классовую борьбу, утрату иллюзий, социальную несправедливость, роль денег и признания в обществе, а также конфликт между идеалами и реальностью.
- Почему Мартин Иден решил стать писателем?
Мартин решил стать писателем, чтобы соответствовать образу образованного человека, который он увидел в Руфи Морзе, а также чтобы добиться социального признания и финансовой независимости, чтобы быть достойным ее руки. Он верил, что писательство откроет ему дверь в мир интеллектуалов и позволит выразить свои мысли и чувства.
- Каковы отношения Мартина Идена и Руфи Морзе?
В начале романа отношения Мартина и Руфи основаны на идеализированной любви и восхищении Мартина образованностью и утонченностью Руфи. По мере развития сюжета их взгляды расходятся: Руфь желает видеть Мартина респектабельным буржуа, а Мартин стремится к интеллектуальной свободе и признанию своего творчества. В конечном итоге их отношения терпят крах из-за разницы в мировоззрении и социальных ценностях.
- Как успех повлиял на Мартина Идена?
Несмотря на долгожданный успех, он принес Мартину разочарование. Он осознал, что общество, к которому он стремился, лицемерно и поверхностно. Он увидел, что его ценили не за его интеллектуальные достижения и творчество, а за коммерческий успех. Это привело к глубокому кризису и утрате смысла жизни.
- Почему Мартин Иден покончил жизнь самоубийством?
Мартин покончил с собой из-за глубокого разочарования в жизни, утраты веры в людей и идеалы. Он достиг успеха, к которому стремился, но обнаружил, что этот успех не принес ему счастья. Разочарование в Руфи, в обществе и в самой жизни, а также чувство экзистенциальной пустоты, привели его к трагическому решению.
- Что символизирует море в романе «Мартин Иден»?
Море символизирует для Мартина свободу, приключения и возможность уйти от удушающей социальной среды. Оно представляет собой его прежнюю жизнь, наполненную физическим трудом и непосредственностью, в отличие от мира буржуазной культуры, который его в итоге разочаровал. Море также является символом смерти и возвращения к истокам.
- Какова роль капитализма в романе?
Капитализм в романе изображен как система, основанная на эксплуатации и неравенстве. Мартин сталкивается с предрассудками и дискриминацией из-за своего происхождения. Он видит, как люди оцениваются по их финансовому состоянию, а не по их интеллектуальным и моральным качествам. Его литературный успех также связан с коммерческими интересами издателей и читателей.
- Что хотел сказать Джек Лондон романом «Мартин Иден»?
Лондон хотел показать трагическую судьбу человека, стремящегося к самосовершенствованию и признанию, но столкнувшегося с лицемерием и жестокостью общества. Он критикует капиталистическую систему и показывает, как погоня за материальным успехом может привести к разочарованию и утрате смысла жизни. Роман является предостережением против идеализации буржуазной культуры и призывом к сохранению собственной идентичности.
- Какие автобиографические элементы присутствуют в романе?
В романе присутствуют автобиографические элементы, отражающие личный опыт Джека Лондона: его стремление к самообразованию, трудности на пути к литературному успеху, борьба с бедностью и социальными предрассудками. Также отражены его социалистические взгляды и критика капиталистического общества.
- Как изменился Мартин Иден на протяжении романа?
В начале романа Мартин – простой моряк, стремящийся к знаниям и любви. Под влиянием Руфи Морзе он начинает заниматься самообразованием и становится писателем. Он постепенно обретает признание и богатство, но в итоге разочаровывается в обществе и жизни. Из наивного и целеустремленного юноши он превращается в циничного и потерянного человека, заканчивающего жизнь самоубийством.