Краткое содержание: «Моцарт и Сальери»

Пьеса А.С. Пушкина

Пьеса А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» была создана в 1830 году и вошла в известный цикл автора «Маленькие трагедии». Это произведение о двух композиторах, которые создавали музыку по-разному: Сальери - через упорный труд, а Моцарт - через вдохновение. В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его таланту. Оба героя трагедии условно совпадают со своими реальными прототипами, но автор изобразил в пьесе вымышленных персонажей.

Краткое содержание: Моцарт и Сальери

Главные герои

Моцарт
Моцарт
— молодой талантливый композитор, не осознающий своей гениальности, был отравлен Сальери
Сальери
Сальери
— пожилой композитор, достигший славы упорным трудом, отравил Моцарта, потому что завидовал его способностям

Краткое содержание

События происходят 5 декабря 1791 года, в Вене. Композитор Сальери, сидя в комнате, жалуется на судьбу. Вспоминая своё детство, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству. Будучи ребёнком, он плакал при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры, он стал изучать музыку. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта. Тогда решился он творить, не помышляя о славе. Иногда он уничтожал плоды своих трудов, считая их несовершенными. Когда же достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он почувствовал отклик в сердцах людей. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому. Сейчас же душу Сальери угнетает сознание, что он сильно завидует Моцарту.

Но больше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за кропотливые труды, а «гуляке праздному». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери произнёс его имя, потому что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно. Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию. Это показалось Моцарту занятным. Он приводит с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт смеётся, но Сальери серьёзен и даже укоряет Моцарта.

Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства. Сальери гонит старика прочь, а Моцарт даёт ему денег и просит выпить за его здоровье. Моцарту кажется, что Сальери не в духе, он решает прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принёс ему. Моцарт отговаривается, считая своё новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта.

Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущённый Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду. Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах больше противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падёт опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что Моцарт – это угроза для искусства.

Будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достаёт яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не воспользовался он им. Теперь же пора воспользоваться ядом. В трактире сидят Сальери с Моцартом. Моцарт говорит Сальери, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже третью неделю по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарт постоянно думает об этом человеке, который был в чёрном. Ему кажется, что он его преследует. Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от чёрных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения «Женитьбы Фигаро».

Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодейство две веши несовместные». Моцарт убеждён, что Сальери разделяет его мысли. И в этот момент Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за их союз. Сальери пытается остановить Моцарта, но не успевает. Теперь Моцарт хочет исполнить для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства.

Частые вопросы

  • В чем основная тема трагедии «Моцарт и Сальери»?
    Основная тема трагедии – это конфликт гения и ремесленника, зависти и злодейства, божественного дара и человеческого стремления к славе. Трагедия исследует природу гения и вопрос о том, имеет ли право посредственность лишать жизни гения.
  • Кто такие Моцарт и Сальери? Каковы их характеры?
    Моцарт – гениальный композитор, легкий и беззаботный, живущий музыкой и вдохновением. Сальери – трудолюбивый и целеустремленный композитор, достигший успеха благодаря упорному труду, но испытывающий зависть к гению Моцарта. Он рационален, расчетлив и склонен к рефлексии.
  • Почему Сальери отравил Моцарта? Каковы его мотивы?
    Сальери отравил Моцарта из зависти к его гению, который, по его мнению, незаслуженно дан Моцарту. Сальери чувствует, что Моцарт своим талантом ставит под сомнение его собственные достижения и ценность его трудов. Он видит в Моцарте «ангела», несущего «несколько песен райских», и считает, что это несправедливо.
  • Как Пушкин показывает зависть Сальери?
    Пушкин показывает зависть Сальери через его монологи, в которых он признается в своем восхищении и одновременно ненависти к Моцарту. Сальери мучается от осознания своего таланта, который, по его мнению, никогда не сравнится с гением Моцарта. Его зависть выражается в его стремлении уничтожить то, что ему недоступно.
  • Что такое «черный человек» в трагедии?
    «Черный человек» – это загадочный персонаж, который приходит к Моцарту и заказывает ему реквием. Некоторые исследователи видят в нем предвестника смерти Моцарта, другие – символ трагической судьбы гения, который не понят и обречен.
  • Какова роль музыки в трагедии?
    Музыка играет ключевую роль в трагедии. Она является предметом восхищения и зависти, причиной конфликта между Моцартом и Сальери. Музыка Моцарта – это символ гения и божественного дара, а музыка Сальери – результат упорного труда и мастерства.
  • Почему Сальери сомневается в своей правоте после отравления Моцарта?
    После отравления Моцарта Сальери охватывают сомнения, так как он понимает, что даже убийство гения не принесло ему удовлетворения и не сделало его более талантливым. Он осознает, что его поступок был бессмысленным и что гений невозможно уничтожить завистью.
  • Какие вопросы поднимает трагедия «Моцарт и Сальери» о природе гения и злодейства?
    Трагедия поднимает вопросы о том, как соотносятся гений и злодейство. Может ли гений быть безнравственным? Имеет ли право талант оправдывать преступление? Пушкин исследует психологию зависти и вопрос о том, насколько далеко может завести человека стремление к славе.
  • Как заканчивается трагедия?
    Трагедия заканчивается тем, что Сальери остается в сомнениях относительно своей правоты и, возможно, подозревает себя в совершении преступления, но не получает однозначного ответа. Моцарт умирает, а Сальери остается жить с осознанием своего злодеяния и вечным вопросом: «Правда ли, что будто бы злодейство может быть гением?»
  • В чем заключается главная идея произведения?
    Главная идея произведения заключается в исследовании природы гения, зависти и злодейства, а также в вопросе о справедливости. Пушкин показывает, как зависть может погубить человека и привести к трагическим последствиям. Он также ставит под сомнение идею о том, что цель оправдывает средства.

Скачать «Моцарт и Сальери»

Скачайте полный текст произведения. Файлы предварительно упакованы в 7-zip архивы.

В формате FB2
В формате TXT

Автор произведения

Александр Сергеевич Пушкин — один из наиболее уважаемых литературных деятелей первой трети XIX века, создатель основ русского реализма, критик и теоретик литературы, историк, публицист. В 1820 г. была опубликована поэма «Руслан и Людмила», вызвавшая ожесточённые споры. С этого времени Пушкин начинает проявлять интерес к истории России и личности царя-реформатора Петра I. Несмотря на нападки реакционной прессы и критику, заявляющую о закате эпохи Пушкина, в 1836 г. он начинает издавать журнал «Современник».