Краткое содержание: «На дне»

Пьеса Максима Горького

Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в 1902 году. В своём произведении автор показывает жизнь тех, кто оказался за чертой бедности и социальной приемлемости. Он поднимает вопрос о том, как общество относится к таким людям и насколько оно способно их поддерживать. Каждый персонаж сталкивается с выбором – принять свою судьбу такой, какая она есть, или попытаться что-то изменить. Вопросы о свободе воли и предопределённости играют важную роль в пьесе. Действие пьесы происходит в конце XIX века в ночлежке для бедняков и на пустыре в неназванном российском городе.

Краткое содержание: На дне

Главные герои

Костылёв Михаил
Костылёв Михаил
— 54 года, хозяин ночлежки.
Василиса
Василиса
— его жена, 26 лет, любовница Пепла.
Наташа
Наташа
— сестра Василисы, 20 лет, мечтает о хорошей жизни.
Лука
Лука
— странник, 60 лет, проповедует утешительную ложь.
Васька Пепел
Васька Пепел
— вор, 28 лет, который хочет изменить свою жизнь.
Клещ Андрей Митрич
Клещ Андрей Митрич
— слесарь 40 лет, надеется вернуться к прежней жизни.
Бубнов
Бубнов
— картузник, 45 лет, считает, что все люди на земле – лишние.
Барон
Барон
— бывший аристократ 33-х лет, сожитель Насти, уверен, что уже ничего не вернуть.
Сатин
Сатин
— постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
Актёр
Актёр
— пьяница, бывший актёр, теряет надежду на лучшее.
Медведев Абрам
Медведев Абрам
— полицейский 50 лет, дядя Василисы и Наташи.
Анна
Анна
— супруга Клеща, 30 лет, добрая и спокойная женщина.
Алёшка
Алёшка
— сапожник, 20 лет.
Татарин, Кривой Зоб
Татарин, Кривой Зоб
— грузчики.
Настя
Настя
— девица лёгкого поведения, 24 года.
Квашня
Квашня
— женщина лет 40, торгует пельменями.

Очень краткое содержание

Действие разворачивается в ночлежке для бездомных, где обитают люди, опустившиеся на самое дно жизни. Среди них есть бывшие рабочие, актёры, торговцы и другие персонажи, каждый со своей историей падения. В центре сюжета находится конфликт между реальностью и иллюзиями, которые помогают героям выжить в условиях крайней нищеты и отчаяния. Один из ключевых вопросов произведения – что лучше: жить в мире иллюзий, который помогает справиться с жестокостью реальности, или знать правду, даже если она разрушительна? Этот мотив особенно ярко проявляется через образ странника Луки, который утешает других жильцов ночлежки вымышленными историями. Несмотря на тяжёлые условия, герои пытаются сохранить остатки человеческого достоинства. Однако часто это оказывается невозможным перед лицом жизненных трудностей.

Краткое содержание

Акт первый

Ранним весенним утром в подвале, напоминающем мрачную пещеру, разворачивается жизнь обитателей ночлежки. У одной из стен Клещ ковыряется в старых замках, подбирая к ним ключи. В центре помещения, сидя за столом, расположилась Квашня, которая ведёт себя как хозяйка. Рядом Барон неторопливо жуёт корку хлеба, а Настя, уткнувшись в потрёпанную книгу, погружена в чтение. За старой занавеской на кровати в углу слышен слабый кашель Анны. На печи беспокойно ворочается Актер, а Бубнов лежит на нарах.

Квашня говорит Барону о том, что, однажды побывав замужем, она больше никогда не променяет свою свободу на семейные узы. Клещ утверждает, что она лукавит и с радостью согласится вступить брак с Медведевым, который недавно сделал ей предложение. Квашня обвиняет Клеща в том, что он довёл свою жену до полусмерти. Барон, выхватив у Насти книжку под названием «Роковая любовь», начинает смеяться. Анна, слабым голосом, просит прекратить шум и ссоры, чтобы она могла спокойно умереть.

Между тем остальные мужчины ведут неторопливую беседу. Сатин вспоминает, что когда-то был образованным человеком. Бубнов, в свою очередь, рассказывает, что раньше работал скорняком и даже имел собственное дело. Актёр же считает, что главное в жизни — не образование, а талант. Внезапно появляется Костылёв, хозяин ночлежки, который ищет свою жену. Он стучит в дверь комнаты Пепла, отгороженной тонкими досками в углу подвала, но Пепел прогоняет его. Костылёв, не добившись своего, уходит. Из разговоров обитателей ночлежки становится ясно, что у Пепла роман с Василисой, женой Костылева.

Сатин просит у Пепла денег, и тот, нехотя, дает ему немного. Сатин начинает рассуждать о деньгах и работе, утверждая, что жизнь хороша, когда труд приносит радость, а если работа становится обязанностью, то жизнь превращается в рабство. После этого Сатин и Актёр покидают подвал. Вскоре появляется Наташа, а с ней — новый постоялец Лука. Пепел пытается заигрывать с Наташей, но она отвергает его ухаживания. В этот момент врывается пьяный Алёшка, который с обидой вопрошает, почему его все гонят.

Пепел, обращаясь к Клещу, замечает, что тот зря злится. Клещ, однако, настаивает, что рано или поздно выберется из этого места, не желая жить, как другие обитатели ночлежки. Вскоре Пепел и Барон уходят. Появляется Василиса, которая выгоняет пьяного Алёшку, а затем ругает постояльцев за беспорядок. Она интересуется, приходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Не получив ответа, Василиса уходит. Вскоре из сеней доносятся крики и шум: оказывается, Василиса избивает Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бросаются разнимать сестёр.

Акт второй

Несколько постояльцев увлечены карточной игрой, за их столом наблюдают Актёр и Клещ. Медведев и Бубнов, сидя в стороне, играют в шашки. Лука примостился у кровати Анны, которая жалуется ему на свою тяжёлую судьбу. Старец утешает её, говоря о том, что после смерти её ждёт покой и рай. Актёр, вдохновленный разговором, собирается продекламировать Луке стихи, но с досадой понимает, что забыл их. Он с горечью признаётся, что для него всё кончено. Лука, не соглашается с ним и утверждает, что ещё не всё потеряно.

Он рассказывает о бесплатных лечебницах для пьяниц, правда, не может вспомнить, в каком именно городе они находятся. Старец уговаривает Актёра взять себя в руки и отказаться от алкоголя, ведь, по его мнению, это ему по силам. В этот момент входит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли Василиса избила свою сестру. Медведев, раздраженно отвечая, что это не дело вора, отказывается говорить.

Пепел в ответ угрожает рассказать следователю, что именно Костылёв со своёй женой подбили его на воровство и скупали краденое. Лука пытается вмешаться в их разговор, но Пепел задаёт ему прямой вопрос: зачем он лжёт, говоря, что всё хорошо? Лука убеждает Пепла, что вместо поисков правды ему стоит отправиться в Сибирь, где он сможет начать новую жизнь. Появляется Василиса. Она заговаривает с Пеплом, и тот признаётся, что она ему надоела.

Василиса, в свою очередь, предлагает Пеплу убить её мужа, напоминая, что Костылёв уже дважды отправлял его в тюрьму. Вскоре входит сам Костылёв, и между ним и Пеплом вспыхивает ссора. Лука предотвращает драку и советует Пеплу уйти из ночлежки вместе с Наташей, которая ему по-настоящему дорога. Заглянув за занавеску, Лука обнаруживает, что Анна скончалась. Постепенно все постояльцы собираются у кровати умершей.

Акт третий

Действие переносится на пустырь, заросший бурьяном. Настя рассказывает окружающим историю своей любви. Бубнов и Барон, скептически ухмыляясь, не верят ей, но девушка с жаром доказывает, что её чувства были настоящими. Она плачет. Лука обращается к ней со словами о том, что если она сама верит в свою любовь, то она была реальной. Он уверен, что остальные смеются лишь потому, что в их жизни не было ничего подлинного. Присутствующие начинают рассуждать о правде и лжи.

Наташа признаётся, что тоже часто выдумывает, ожидая чего-то «особенного». Бубнов заявляет, что сам он предпочитает говорить правду, какой бы горькой она ни была. Клещ, ненавидя людей, утверждает, что правда ему не нужна, и сразу уходит. Появляется Пепел. Он спрашивает Луку, зачем тот всех обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что правда не всегда идёт человеку на пользу. Он также сообщает, что скоро покинет ночлежку. Пепел, обращаясь к Наташе, предлагает ей уйти вместе с ним, признаётся в любви и обещает больше не воровать.

Он чувствует, что пришло время изменить свою жизнь. Наташа сомневается, но решает поверить ему. В этот момент появляются Костылёв и Василиса. Василиса, подслушав разговор Пепла и Наташи, пытается спровоцировать конфликт между Пеплом и мужем, но Лука снова вмешивается. Костылёв обращается к Луке и утверждает, что человек должен жить по правилам. Лука считает, что Костылёв никогда не изменится, сравнивая его с бесплодной землей. Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.

Сатин и Актёр возвращаются в подвал. Сатин требует, чтобы Актёр рассказал, что наобещал ему Лука. Странник, в свою очередь, спрашивает Сатина, как он оказался среди постояльцев. Тот неохотно признаётся, что попал в тюрьму за убийство, защищая сестру. Однако после освобождения все двери для него закрылись. Входит подавленный Клещ. Он говорит, что продал инструменты, чтобы похоронить Анну, и как жить дальше, не знает. Из квартиры Костылёвых раздаётся крик Наташи. Актёр и Сатин бросаются на помощь.

Вскоре становится ясно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу. Появляются Квашня и Настя, поддерживая избитую Наташу, у которой ноги обварены кипятком. За ними следуют Костылёв и другие обитатели ночлежки. Пепел, увидев Наташу, в ярости бьёт Костылева, и тот падает замертво. Василиса кричит, что муж убит, и указывает на Пепла. Василий обвиняет Василису в том, что это она подговорила его на убийство. Наташа, находясь в истерике, обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, теряя сознание, просит отправить её в тюрьму.

Акт четвёртый

Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки погружен в полумрак. За столом сидят Клещ, Настя, Сатин и Барон. На печи лежит Актёр. В углу, где раньше находилась комната Пепла расположился Татарин. Обитатели подвала вспоминают Луку, который ушёл во время хаоса, разгоревшегося вокруг Наташи и Костылёва. Настя и Клещ считают Луку добрым и сострадательным человеком. Татарин добавляет, что Лука жил по принципу: «Не обижай человека». Сатин, однако, относится к Луке с иронией, утверждая, что он лишь запутал умы обитателей ночлежки.

Барон и вовсе называет Луку шарлатаном. Настя, которой опостылели и жизнь, и люди, мечтает уйти «на край света». Барон, издеваясь, предлагает ей взять с собой Актёра, насмехаясь над его надеждой излечиться от пьянства. Клещ замечает, что Лука «поманил куда-то, но дорогу не указал». Сатин требует прекратить разговоры о Луке. Лука, по словам Сатина, повлиял на его мировоззрение, как «кислота на старую и грязную монету». Разговор переходит на убийство Костылёва. Наташа, попав в больницу после жестокого обращения сестры, исчезла после выписки.

Все сходятся во мнении, что Василиса выкрутится, а Пепел, скорее всего, отправится либо на каторгу, либо в тюрьму. Сатин начинает рассуждать о том, что человека нужно уважать, а не унижать жалостью. Барон, в свою очередь, признаётся, что не видит смысла в своей жизни. Вдруг Актёр, до этого молча лежавший на печи, резко спрыгивает и выбегает из подвала. В это время входят Медведев и Бубнов, за ними — другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек начинают петь. Внезапно распахивается дверь. Барон, стоя на пороге, говорит, что Актёр повесился на пустыре.

Частые вопросы

  • Какова основная тема пьесы «На дне»?
    Основная тема пьесы «На дне» – это изображение жизни «бывших людей», опустившихся на самое дно общества, их морального падения и попыток обрести смысл существования. Это драма о надежде и отчаянии, правде и лжи.
  • Кто является центральным персонажем пьесы и почему?
    Сложно выделить одного центрального персонажа. Однако, наиболее значимыми можно считать Луку, своей философией вселяющего надежду, и Сатина, размышляющего о правде и лжи. Каждый из них оказывает влияние на других обитателей ночлежки.
  • В чем заключается философия Луки?
    Философия Луки заключается в утешении и сострадании к обездоленным. Он верит в необходимость «жалеть людей», даже если их надежды неосуществимы. Он старается найти в каждом человеке что-то хорошее и поддержать веру в лучшее.
  • Как Сатин относится к правде и лжи?
    Сатин считает, что «ложь – религия рабов и хозяев... Правда – бог свободного человека!». Он утверждает, что человек должен сам строить свою жизнь, а не полагаться на утешительную ложь. Однако, он признает, что иногда ложь может быть полезна, если она дает надежду.
  • Какова роль Надежды в пьесе?
    Надежда играет трагическую роль. Она символизирует стремление к лучшей жизни и веру в возможность счастья. Однако, ее надежды постоянно рушатся, что подчеркивает безысходность положения обитателей ночлежки.
  • Что символизирует ночлежка в пьесе?
    Ночлежка символизирует социальное дно, место, где оказались люди, выброшенные обществом. Это символ отчаяния, безысходности и морального разложения.
  • Какие социальные проблемы поднимаются в пьесе?
    В пьесе поднимаются такие социальные проблемы, как бедность, безработица, алкоголизм, проституция, отсутствие социальной защиты и эксплуатации человека человеком.
  • Почему пьеса называется «На дне»?
    Название «На дне» отражает социальное положение героев – они находятся на самом «дне» общества, лишены прав, средств к существованию и надежды на будущее.
  • Как смерть Анны влияет на других обитателей ночлежки?
    Смерть Анны оказывает временное воздействие на обитателей ночлежки. Некоторые проявляют сочувствие, другие – равнодушие. В целом, смерть Анны подчеркивает быстротечность жизни и бессмысленность существования на «дне».
  • Какова основная идея пьесы «На дне»?
    Основная идея пьесы «На дне» – это показ трагедии человеческого существования в условиях социальной несправедливости. Горький призывает к состраданию к обездоленным и к поиску путей выхода из этой безысходной ситуации. Пьеса также ставит вопрос о роли правды и лжи в жизни человека.

Автор произведения

Максим Горький — прозаик, драматург, поэт и публицист. В 1878 году Горький поступил в Слободско-Кунавинское начальное училище, но был исключён по бедности. В 16 лет он отправился в Казань поступать в университет, однако не был допущен к экзаменам. В 1902 году Горький возглавил издательство «Знание», а в 1934 году стал первым руководителем Союза писателей СССР. Он поддержал Первую русскую революцию 1905 года. В 1924 году он поселился в Италии, где закончил повесть «Мои университеты» и роман «Дело Артамоновых».