Рассказ В.Г. Короленко «Парадокс» был написан в 1894 году. К написанию произведения писателя подтолкнула семейная трагедия. Когда умерла его дочь, он так и не сумел оправиться после её смерти. Рассказ побуждает читателя задуматься о смысле жизни человека.

Главные герои

- Ян Залуский
- — пожилой мужчина-инвалид, который смог постичь мудрость жизни

- Братья
- — мальчики десяти и восьми лет, родные братья

- Мать и отец братьев
- — любящие родители

- Матвей
- — родственник Залуского, который помогает ему зарабатывать на жизнь
Очень краткое содержание
Два брата любили играть во дворе, придумывая разные увлекательные занятия. Однажды отец позвал их домой. Там у крыльца мальчики увидели инвалида без рук, который удивлял публику своими способностями. Братья были потрясены тем, что мужчина многое умел делать ногами. Он даже смог написать афоризм и отдал клочок бумаги старшему мальчику. Уходя, он просил детей не забывать о том, что человек создан для того, чтобы быть счастливым.
Краткое содержание
Глава 1
Озорные мальчишки любили играть во дворе в самом отдалённом уголке, где было так много интересного! Особенно братьям нравилось «ловить рыбу» из бадьи с застоявшейся водой. Они могли часами проводить время за этим чудесным занятием, и никто им не мешал. Неподалёку находилась куча мусора, на вершине которой лежал старый кузов от какого-то транспорта. Ребята залезали в него и представляли себя храбрыми героями, которые едут навстречу приключениям. Когда братьев звали домой, они покидали свой экипаж с большой неохотой.
Глава 2
Как-то раз, когда мальчики сидели на заборе, опустив в бадью удочки, появился лакей Павел и позвал их домой. Братья встревожились, так как отец посылал за ними только в крайних случаях. Павел посмотрел на самодельные удочки ребят и сказал, что они никуда не годятся. Хорошие удочки делают из орешника, а медные булавки не подходят для замены крючков. Ребята приуныли и побрели к дому.
Глава 3
Подходя ближе к дому, братья увидели толпу людей. Здесь были все соседи и их прислуга. Мальчики сразу решили, что вероятно они что-то натворили, поэтому все собрались у их дома. Отец с матерью тоже были здесь. Вскоре ситуация прояснилась. Возле дома в небольшой тележке сидел странного вида мужчина преклонных лет. У него была седая борода и большие бегающие глаза. Ноги были тонкие и длинные. Один мужчина с усами предлагал публике полюбоваться феноменом, которого он назвал «чудом натуры».
Это был его родственник Ян Криштоф Залуский. У мужчины не было рук с рождения. Мальчики, посмотрев на его тело, были поражены. Матвей рассказал, что, несмотря на свои физические недостатки, Ян очень умён и может сам себя обслуживать. После этих слов калека с лёгкостью снял сапог, потом снял с головы картуз, захватив его ногой. Матвей обошёл толпу и собрал в картуз немного мелочи. Залуский пересчитал монеты пальцем ноги и поблагодарил доктора Дудаера за щедрое подаяние. Людей очень удивило то, что он знал, что человек, стоящий неподалёку, был доктором.
На это Залуский ответил, что знает всё о каждом человеке. Инвалид показал публике, как он крестился ногой, расчёсывал волосы, вдевал нитку в иголку. Увидев мальчиков, он подозвал к себе старшего и протянул клочок бумаги, на котором написал «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Прочитав написанное, дети не поняли значение этих слов. Мать смотрела на инвалида с одобрением. Отец потом сказал, что этот афоризм от Залуского напоминает парадокс.
Глава 4
Родители мальчиков пригласила Яна и Матвея на обед. Длинноусый кормил Залуского с ложки. Поблагодарив хозяев за еду, мужчины отправились в путь. Мальчики из любопытства пошли следом. Встретив на дороге нищего и маленькую девочку, Залуский велел Матвею дать им монету, и мужчина нехотя сделал так, как он сказал. Калека заметил братьев и рассказал мальчикам о том, что у него есть двое племянников, которых он кормит.
Залуский посоветовал детям помнить о том, что человек создан для счастья. Мальчики долго стояли и смотрели ему вслед. Вернувшись домой, они пошли играть во двор, но теперь почему-то рыбалка не увлекала их так сильно, как раньше. Ночью братья не могли уснуть, а уснув, кричали во сне. Мать переживала и крестила их, понимая, что увиденное детьми сегодня сильно взбудоражило детские сердца.
Частые вопросы
- В чем заключается основной парадокс, представленный в рассказе «Парадокс»?
Основной парадокс заключается в том, что человек с физическими недостатками, лишенный рук и ног, заявляет: «Я существую!» Он, несмотря на свои увечья, обладает сильной волей к жизни и верой в свои возможности.
- Как зовут человека, являющегося главным «парадоксом» в рассказе?
В рассказе «Парадокс» не называется имени главного героя, инвалида без рук и ног. Он просто известен как «человек без рук и ног», «парадокс».
- Какое впечатление производит «парадокс» на рассказчика и окружающих?
«Парадокс» производит сильное впечатление на рассказчика и окружающих. Сначала они испытывают жалость и отвращение, но затем их поражает его жизнелюбие, оптимизм и умение приспосабливаться к жизни. Он вызывает удивление и уважение.
- Какую роль играет семья в жизни «парадокса»?
Семья играет важную роль в жизни «парадокса». Жена и дети заботятся о нем, помогают ему в повседневных делах. Он, в свою очередь, любит их и старается быть им полезным. Семья является его опорой и стимулом к жизни.
- Каким образом «парадокс» зарабатывает на жизнь?
«Парадокс» зарабатывает на жизнь тем, что показывает себя за деньги. Люди платят за возможность увидеть его и пообщаться с ним. Он также пишет свои мемуары и продает их.
- Что заставляет «парадокса» утверждать: «Я существую!»?
«Парадокс» утверждает: «Я существую!», чтобы подчеркнуть свою полноценность как личности, несмотря на физические недостатки. Он доказывает, что жизнь имеет смысл, даже если человек лишен многих возможностей. Это его способ преодолеть отчаяние и найти свое место в мире.
- Как рассказчик относится к утверждению «парадокса»: «Я существую!»?
Рассказчик сначала скептически относится к утверждению «парадокса», но постепенно начинает понимать его глубинный смысл. Он видит, что «парадокс» не просто существует, а живет полноценной жизнью, несмотря на свои увечья. В конце рассказа рассказчик испытывает уважение к «парадоксу» и его жизнелюбию.
- В чем заключается главная идея рассказа «Парадокс»?
Главная идея рассказа «Парадокс» заключается в том, что жизнь имеет ценность, независимо от физических возможностей человека. Важны сила духа, вера в себя и умение приспосабливаться к обстоятельствам. Рассказ призывает к гуманизму, состраданию и уважению к каждому человеку.
- Какие нравственные проблемы поднимаются в рассказе «Парадокс»?
В рассказе «Парадокс» поднимаются нравственные проблемы милосердия, сострадания, человеческого достоинства, смысла жизни, отношения к инвалидам и преодоления трудностей.
- Каково значение названия рассказа «Парадокс»?
Название рассказа «Парадокс» подчеркивает противоречие между физическим состоянием главного героя и его сильной волей к жизни. Это указывает на то, что внешняя неполноценность не означает внутренней ущербности. Он является парадоксом, потому что он, казалось бы, не должен существовать полноценно, но он это делает.