Краткое содержание: «Преступление и наказание»

Роман Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» — один из самых известных романов Ф.М. Достоевского. Он был написан в течение 1865-1866 гг. Сюжет писатель взял из судебного дела о молодом москвиче Герасиме Чистове, который в 1865 году убил топором двух женщин и украл их вещи и деньги. Основная идея романа — достижение человеческого счастья возможно лишь через любовь и всепрощение.

Краткое содержание: Преступление и наказание

Главные герои

Радион Романович Раскольников
Радион Романович Раскольников
— бедный студент 23 лет, убийца старухи-процентщицы. Его незаурядный ум создаёт собственную теорию, по которой можно оправдать любое преступление
Алёна Ивановна
Алёна Ивановна
— пожилая женщина 60 лет, ростовщица, жертва Раскольникова
Мармеладов Семён Захарович
Мармеладов Семён Захарович
— мужчина средних лет, запойный пьяница, отец Сони
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова
— девушка из бедной семьи, возлюбленная Родиона. Её любовь и вера в Бога приводят Раскольникова к раскаянию
Пульхерия Александровна Раскольникова
Пульхерия Александровна Раскольникова
— женщина средних лет, вдова, мать Родиона и Дуни. Ради избавления от нищеты хочет выдать Дуню за Лужина
Дуня Раскольникова
Дуня Раскольникова
— образованная девушка 22 лет, младшая сестра Родиона. Нежно любит брата
Катерина Ивановна Мармеладова
Катерина Ивановна Мармеладова
— жена Семёна Мармеладова, мать троих детей. Мачеха Сони
Лужин Пётр Петрович
Лужин Пётр Петрович
— мужчина средних лет, чиновник, жених Дуни. Расчётливый человек, хочет в жёны красивую девушку, которая будет считать его благодетелем
Разумихин Дмитрий Прокофьевич
Разумихин Дмитрий Прокофьевич
— молодой студент, друг Раскольникова. Честный и благородный человек
Свидригайлов Аркадий Иванович
Свидригайлов Аркадий Иванович
— богатый помещик, карточный шулер, вдовец, мужчина лет 50
Марфа Петровна Свидригайлова
Марфа Петровна Свидригайлова
— жена Свидригайлова, богатая помещица
Лебезятников Андрей Семёнович
Лебезятников Андрей Семёнович
— молодой мужчина, друг и подопечный Лужина, сосед Мармеладовых
Лизавета
Лизавета
— младшая сестра старухи-ростовщицы, случайная жертва Родиона
Зосимов
Зосимов
— молодой мужчина, доктор, приятель Разумихина. Лечил Раскольникова, когда тот был болен после своего преступления
Заметов Александр Григорьевич
Заметов Александр Григорьевич
— молодой секретарь мелкой конторы, взяточник
Никодим Фомич
Никодим Фомич
— квартальный надзиратель, мужчина средних лет
Порфирий Петрович
Порфирий Петрович
— следователь, 35 лет
Илья Петрович
Илья Петрович
— полицейский, помощник Никодима Фомича. Ему Раскольников рассказывает о том, что убил сестёр
Амалия Ивановна Липпевехзель
Амалия Ивановна Липпевехзель
— хозяйка квартиры, в которой снимают комнату Мармеладовы
Миколка
Миколка
— молодой парень, маляр, подозреваемый в убийстве

Краткое содержание

Это произошло в Петербурге в 1960-е годы. Однажды тёплым летним вечером бывший студент Родион Раскольников выходит из своей каморки, расположенной на чердаке. Он направляется к Алёне Ивановне - старухе процентщице, чтобы отдать ей в заклад последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где знакомится со спившимся чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как нищета и пьянство мужа заставили его жену, Катерину Ивановну, послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель. Утром следующего дня Радион получает из провинции письмо от матери, где она рассказывает о тяжёлой участи, перенесённой его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнаёт о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених - расчётливый человек Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну окончить университет. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу - никчемную злую "вошь". Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены "сотни, тысячи" девушек и юношей.

Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке. Но это его не останавливает. Раскольников убивает топором не только старуху, но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно появившуюся в квартире. Уходя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, не оценив его стоимости. Спустя некоторое время Радион обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, он сам попадает под подозрение у окружающих. Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя. Их разговор заканчивается ссорой. Радион слоняется по городу, юноша страдает от своей отчужденности с миром и готов признаться в преступлении, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в ярком наряде проститутки. Благодаря своему доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми.

Но встретив у себя в квартире мать и сестру, вдруг осознает себя недостойным для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с "переступившей", как он сам, абсолютную заповедь Соней. Заботы о родных Раскольникова берёт на себя Разумихин. Он с первого взгляда влюбляется в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат. Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой старухи вещей, а на самом деле - рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова "О преступлении", предлагая автору разъяснить свою "теорию" о "двух разрядах людей". Не признавая библейских заповедей, Раскольников "разрешает" "право имеющим" - "кровь по совести". Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу. Однако у следователя нет улик против Родиона - и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура сама приведет его к признанию в содеянном. Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе. Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они "одного поля ягоды", хотя последний и не вполне победил в себе "Шиллера".

При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления. Во время обеда в номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин хочет опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери. Радион приходит к Соне. Он ищет спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради голодных братьев и сестёр, а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку "наполеоновским" замыслом о власти над "всем муравейником". Мучимый желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. Вина девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Вдруг находится свидетель того, что Лужин сам подсунул Соне бумажку. Клеветник опозорен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты. Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался "тварью дрожащей", с совестью и потребностью в человеческой любви. "Я ещё поборюсь", - не соглашается он с Соней. Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню. Дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной.

Но Радион ещё надеется "переступить" и нравственность. Перед ним - пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого "ничтожнейшего злодея" пуста и тягостна для него самого. Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается. Раскольников прощается с родными и Соней перед признанием. Он всё ещё убеждён в верности "теории" и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой "согрешил". В полицейской конторе он узнаёт о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание. Раскольников оказывается на каторге в Сибири. Мать умерла от горя, а Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает его, терпеливо снося его равнодушие. Каторжане из простонародья ненавидят Радиона как "безбожника". А к Соне относятся с нежностью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные "трихины", вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к "истинам" других. "Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе", пока не истребился весь род человеческий. Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт гибели, а смирение сердца - к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается чувство любви к Соне. На пороге новой жизни Радион берёт в руки Евангелие.

Частые вопросы

  • Каковы основные мотивы преступления Раскольникова?
    Мотивы преступления Раскольникова сложны и многогранны. Основные из них: проверка собственной теории о «сверхчеловеке», стремление к власти и богатству для совершения добрых дел, избавление мира от «вши» (старухи-процентщицы), и, конечно, бедность и отчаяние.
  • В чем суть теории Раскольникова о «сверхчеловеке» и «обыкновенных людях»?
    Раскольников делит людей на две категории: «обыкновенных», которые должны подчиняться законам и жить по установленным правилам, и «необыкновенных», «сверхчеловеков», которым позволено преступать моральные нормы и законы ради достижения великих целей. Он считает, что именно такие люди двигают историю вперед.
  • Какую роль в романе играет Соня Мармеладова?
    Соня Мармеладова – это воплощение христианского смирения, сострадания и самопожертвования. Она оказывает огромное влияние на Раскольникова, помогая ему осознать преступление, покаяться и прийти к вере. Она становится его духовной наставницей и спутницей в Сибири.
  • Почему Раскольников признался в преступлении?
    Раскольников признался в преступлении под влиянием нескольких факторов: муки совести, которые терзали его после убийства; любовь и сострадание Сони Мармеладовой, которая убедила его в необходимости покаяния; а также невозможность вынести груз вины в одиночку.
  • Каково значение образа Петербурга в романе?
    Петербург в романе – это не просто место действия, а активный участник событий. Он изображен как грязный, мрачный, давящий город, который усугубляет душевное состояние героев и способствует их моральному падению. Он символизирует бедность, отчаяние и социальную несправедливость.
  • Какие библейские мотивы присутствуют в романе?
    В романе присутствует множество библейских мотивов, таких как тема воскресения (духовного возрождения Раскольникова), тема греха и покаяния, тема страдания и искупления. Чтение Соней Евангелия о воскрешении Лазаря играет важную роль в духовном перерождении Раскольникова.
  • Как в романе изображается тема бедности?
    Бедность является одной из центральных тем романа. Она показана как унижающая, толкающая людей на отчаянные поступки и разрушающая их души. Бедность семьи Мармеладовых, Раскольникова и многих других персонажей – это следствие социальной несправедливости и равнодушия общества.
  • Какова роль Порфирия Петровича в расследовании убийства?
    Порфирий Петрович – следователь, ведущий дело об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Он обладает острым умом и тонким психологическим чутьем. Он играет с Раскольниковым в «кошки-мышки», постепенно подталкивая его к признанию, используя психологическое давление и убеждение.
  • Что символизирует сон Раскольникова о трихинах?
    Сон Раскольникова о трихинах символизирует разрушительные последствия его теории. Трихины, заражающие людей и сводящие их с ума, олицетворяют идеи, которые могут привести к хаосу, насилию и уничтожению человечности.
  • Какова главная идея романа «Преступление и наказание»?
    Главная идея романа заключается в том, что преступление, совершенное даже из «благородных» побуждений, неизбежно приводит к мукам совести, душевным страданиям и духовному кризису. Истинное искупление возможно только через покаяние, смирение и любовь к ближнему. Достоевский показывает, что человеческая жизнь бесценна, и никто не имеет права лишать ее другого человека.

Автор произведения

Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845 году. В 1849 г. за участие в кружке Петрашевского писателя арестовали и приговорили к смертной казни, заменённой четырьмя годами каторги и поселением в Сибири. Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям. В 1865 г. писатель начал работу над романом «Преступление и наказание».