Трагедия А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» была написана в 1830 году в период Болдинской осени и стала одним из знаменитых произведений автора. Пьеса впервые была опубликована в журнале «Современник» под названием «Сцена из Ченстоновой трагикомедии» в 1936 году. По всей вероятности, идея произведения была вызвана непростыми отношениями автора со своим отцом, который жалел денег для своих родных, а после смерти Александра Сергеевича отнял у вдовы Натальи имение, которое пожаловал сыну при жизни.

Главные герои

- Барон
- — пожилой мужчина, в прошлом отважный рыцарь, скупой человек

- Альбер
- — сын барона, доблестный рыцарь

- Иван
- — молодой слуга Альбера

- Жид Соломон
- — ростовщик, который отказался одолжить деньги юноше

- Герцог
- — представитель власти, которому подчиняются и простой народ, и местная знать
Очень краткое содержание
Молодой рыцарь вынужден жить скромно из-за скупого отца. Он жалуется своему слуге Ивану, что у него пробит шлем, и ему необходимо новое платье. Конь его ранен. А ростовщик Соломон отказывается давать в долг без заклада и предлагает юноше отравить барона. Альбер прогоняет его и решает просить помощи у герцога, чтобы тот образумил скупого старика. Старый барон хранит накопленные сокровища в тайном подвале, и спускается, чтобы пополнить шестой сундук. Здесь он чувствует себя властным и счастливым, переживая лишь о том, что после смерти все накопленные деньги достанутся его беспечному сыну. Альбер идёт к герцогу и просит о помощи. Приняв барона, герцог предлагает его сыну службу при дворе, но скупой отец говорит о том, что его сын этого не достоин, так как покушался на жизнь отца и хотел обокрасть его. Юноша, который в это время прятался в соседней комнате, выходит и обвиняет отца во лжи. Барон бросает ему перчатку, а сын поднимает её. Герцог потрясён, он пытается вразумить отца и сына и прогоняет их. Барон умирает, думая лишь о своих богатствах.
Краткое содержание
Сцена I
Альбер жалуется своему слуге – неудачи преследуют рыцаря одна за другой. Молодой человек имеет знатное происхождение, но испытывает нужду. Ему стыдно за свою нищету, скупой отец не даёт ему денег. А после последнего турнира его доспехи пришли в негодность. Граф Делорж пробил его шлем, после чего разгневанный Альбер одержал победу. Однако это не приносит ему радости. Его конь тоже пострадал и теперь хромает. На званом ужине Альбер сидел в латах, и вынужден был оправдываться за свой вид, потому что у него нет хорошего платья. Альбер говорит Ивану, что вынужден существовать на те малые крохи, которые даёт ему отец.
Молодой человек лишь вздыхает от безысходности: «О бедность, бедность!» Ростовщик Соломон приходит к Альберу, и тот в очередной раз просит у него деньги в долг, чтобы купить себе нового коня. Но тот, говорит, что без заклада денег не даст. Альбер возмущен, ведь отец не даёт ему лишней копейки. Соломон на это отвечает, что у него есть нужный человек-аптекарь, который делает эффективный яд и намекает на то, что у Альбера будет богатое наследство. Юноша возмущён предложением жида отравить собственного отца. Альбер прогоняет Соломона. В надежде на помощь молодой человек обращается к герцогу и просит его оказать влияние на его отца.
Сцена II
Барон спускается в свой тайный подвал, где хранит сундуки с золотом. Он хочет добавить монет в неполный шестой сундук. Для него это счастливый день. Он рассуждает о том, что эти сокровища дают ему власть, и если он захочет, то весь мир будет у его ног. Он говорит, что его накопления выросли словно холм земли, в который по горстке принесли воины по приказу своего царя. Также как повелитель любовался своими владениям с высоты холма, он может наслаждаться видом своего богатства. Эти деньги имеют дурную славу. Какая-то монета была отобрана у несчастной вдовы, многодетной матери, которой пришлось ей отдать барону в счёт долга погибшего супруга.
Её слёзы не вызвали у барона ни капли сочувствия. Другую монету когда-то украл плут Тибо, но это не беспокоит барона. Ведь его шестой сундук с монетами практически полон. Он трепещет, глядя на свои богатства и его не пугает нападение злодея. Но старик осознаёт, что час его близок. Все сокровища когда-нибудь достанутся его беспечному сыну, который вмиг промотает их в шумных компаниях. Он сожалеет о том, что после смерти не сможет выйти из могилы, чтобы охранять свои богатства. Барона печалит мысль о том, что ему придётся расстаться со своим богатством.
Сцена III
Альбер является к герцогу и говорит о том, что каждый день он испытывает чувство стыда из-за своей нужды. Он просит убедить скупого отца помочь сыну. Герцог вспоминает дружбу когда-то молодого барона – отважного рыцаря с его родным дедом и соглашается помочь юноше. Он сообщает Альберу, что видит в окно барона, который направляется в замок герцога. Он велит юноше спрятаться в соседней комнате. Барон входит в покои герцога, который любезно приветствует гостя и спрашивает, есть ли у него дети. Он предлагает его сыну службу при дворе, а отца просит назначить Альберу «приличное содержание».
Однако барон отвечает, что его сын недостоин внимания герцога, так как проводит свою молодость «в пороках низких...», а потом добавляет, что собственный сын хотел его обокрасть и убить. Не выдержав такого оскорбления, Альбер выбегает из комнаты и кричит, что это наглая ложь. Барон в ответ бросает сыну перчатку. Альбер принимает вызов, поднимая перчатку. Герцог, не веря своим глазам, разнимает отца и сына. Он прогоняет из своего замка обоих. В этот момент барон умирает, но думает лишь о ключах от подвала, где хранятся его сокровища. Ошеломленный всем произошедшим герцог произносит: «Ужасный век, ужасные сердца!»
Частые вопросы
- В чём заключается основная тема трагедии «Скупой рыцарь»?
Основная тема трагедии – это конфликт между отцом и сыном, порожденный властью денег и скупостью отца, а также моральное разложение, к которому приводит жажда богатства.
- Кто является главным героем трагедии и каков его основной конфликт?
Главный герой – барон Филипп, воплощающий скупость и жадность. Его основной конфликт заключается в противостоянии с сыном Альбером, который нуждается в деньгах, и внутренней борьбе между желанием сохранить богатство и страхом смерти.
- Как характеризуется Альбер в трагедии «Скупой рыцарь»?
Альбер характеризуется как молодой рыцарь, нуждающийся в средствах для поддержания своего положения и участия в турнирах. Он испытывает отчаяние из-за скупости отца и готов даже на крайние меры, чтобы получить наследство.
- Какую роль играет ростовщик в развитии сюжета?
Ростовщик является отрицательным персонажем, подстрекающим Альбера к преступлению – отравлению отца ради наследства. Он символизирует искушение, которое предлагает мир, погрязший в жажде наживы.
- Как раскрывается тема отцов и детей в «Скупом рыцаре»?
Тема отцов и детей раскрывается через конфликт поколений, где отец – барон Филипп – одержим своим богатством и не понимает нужд сына. Сын, в свою очередь, испытывает к отцу ненависть и презрение из-за его скупости.
- Почему барон Филипп так сильно дорожит своим богатством?
Барон Филипп дорожит своим богатством, потому что видит в нём источник власти и независимости. Он потратил много лет на его накопление и считает его результатом своих усилий, смыслом своей жизни.
- Какова роль герцога в трагедии?
Герцог выступает в роли судьи и посредника между отцом и сыном. Он пытается разрешить их конфликт, но его вмешательство оказывается бесполезным, так как жадность и ненависть слишком сильны.
- Каков финал трагедии «Скупой рыцарь»?
В финале трагедии барон Филипп умирает, узнав о заговоре сына. Перед смертью он проклинает Альбера, а его сокровища переходят к герцогу. Финал трагичен и показывает разрушительную силу жадности.
- Какие художественные средства использует Пушкин для создания образов героев?
Пушкин использует различные художественные средства, такие как монологи, диалоги, портретные зарисовки и гиперболы, чтобы создать яркие и запоминающиеся образы героев. Например, монологи барона Филиппа раскрывают его внутренний мир и одержимость богатством.
- Каково значение названия трагедии «Скупой рыцарь»?
Название «Скупой рыцарь» подчеркивает главную черту характера главного героя – его болезненную скупость, которая определяет его поступки и разрушает его отношения с сыном. Оно акцентирует внимание на деградации личности под влиянием жажды наживы.