Повесть Владимира Короленко «Слепой музыкант» была опубликована в 1886 году. В произведении автор раскрывает темы смысла человеческой жизни, любви, искусства. Своим друзьям автор писал, что в «Слепом музыканте» он пытался не просто передать психологию слепого, но и отразить мечту за идеалом.

Главные герои

- Пётр Попельский
- — слепорожденный мальчик, талантливый и целеустремлённый

- Яценко Максим
- — дядя Петра, брат его матери, который занимался воспитанием племянника

- Эвелина Яскульская
- — возлюбленная Петра

- Анна Михайловна Попельская
- — мать Петра

- Иохим
- — конюх у Попельских, игравший Петру на дудочке

- Фёдор Кандыба, Кузьма
- — слепцы, с которыми Пётр ходил в Почаев

- Егорий
- — слепой звонарь
Очень краткое содержание
Изображая становление и взросление главного героя, автор описывает познание мира незрячего мальчика. Родившись слепым, Пётр многому учился, и в этом ему хорошо помогал его дядя Максим. Мать Петра привила ему любовь к музыке, купив фортепиано. Юноша смог встретить любимую девушку, которая во всём его поддерживала. Несмотря на физический недостаток, Пётр смог обрести личное счастье и стать талантливым музыкантом.
Краткое содержание
Главы 1-2
Однажды в богатой семье Попельских родился слепой ребёнок. Об этом родителям стало известно лишь спустя несколько недель. Осмотрев малыша, доктор подтвердил опасения родителей о том, что ребёнок не видит. У маленького Петра была мать, отец и дядя Максим, который очень любил племянника. По его совету мать ребёнка престала излишне оберегать малыша, и это пошло ему на пользу. Вскоре он уже самостоятельно ползал, полагаясь на свои чувства. Однажды Петю повели на прогулку к реке. Мальчика сильно взбудоражили новые ощущения и звуки. От волнения он потерял сознание. В возрасте пяти лет Петя уже довольно хорошо ориентировался в доме. Мальчик увлекся игрой на свирели конюха Иохима и стал ходить на конюшню. Анна стала ревновать Петю к конюху и купила пианино для сына. Однако этот инструмент не произвёл на мальчика впечатления. Тогда женщина стала играть на пианино, выражая свои собственные чувства. После этого мальчик стал учиться играть на пианино.
Глава 3
Дядя Максим уделял много времени воспитанию племянника. В шесть лет Петя научился ездить верхом. Кроме того, он самостоятельно наводил порядок в своей комнате. Однако у мальчика не было друзей, потому что местные ребята настороженно относились к нему. Но однажды он встретил соседскую девочку, которая приехала не так давно. Эвелина была ровесницей Пети. Она была очень самостоятельная девочка. Как-то раз Петя пошёл к реке поиграть. Увидев мальчика, Эвелина подошла к нему и заговорила, но Петя не захотел с ней общаться и прогнал. Спустя несколько дней Эвелина пришла снова. Они стали разговаривать, а девочка даже не сразу поняла, что её новый знакомый слепой. По привычке мальчик стал ощупывать её лицо. Эвелина в испуге отпрянула от него, но потом всё поняла. С этого дня дети подружились.
Главы 4-5
Петя рос, а вместе с ним росла внутренняя неудовлетворённость. Мальчику очень хотелось видеть, познавать мир во всей полноте красок. К дяде Максиму приехал в гости старый товарищ Ставрученко с сыновьями, которые уже были студентами. Молодые люди оживлённо беседовали на разные темы, но ни разу не обратились к Пете. Спустя время парень встал и ушёл. Эвелина, побежавшая за ним, нашла его у заброшенной мельницы. Петя объяснил, что чувствует себя лишним, так как его никто не замечает. Эвелина ответила, что Петя для неё родная душа, и она хочет выйти за него замуж. Сначала юноша обрадовался и согласился, но потом засомневался. Однако Эвелина сказала, что её ни капли не смущает то, что он слепой, ведь на самом деле они давно друг друга любят. Вернувшись к гостям, Пётр сел за фортепиано и стал играть. Очарованные игрой молодого человека гости, завороженно слушали прекрасную мелодию. Один из братьев Ставрученко сказал, что у Петра талант, и ему обязательно нужно учиться в хорошей школе.
Главы 6-7
С наступлением осени Попельские поехали в гости к Ставрученкам. Там молодые люди посетили монастырь, где познакомились со звонарем Егорием, которые также был слепым. Пётр узнал от Егория, что он тоже родился слепым, но завидовал другому слепому послушнику Роману, который ослеп в семь лет. А завидовал от того, что Роман видел свет и свою маму. Звонарь показался Петру озлобленным человеком. Эвелина рассказала дяде Петра о случившемся в монастыре. Теперь ей казалось, что Пётр считает всех слепорожденных злыми людьми. Наступила зима. Пётр не переставал задавать себе один и тот же вопрос: «для чего он живёт на свете?» После встречи со звонарём Пётр считал, что он тоже злой и постоянно мучает своих близких.
Максим продолжал занятия с племянником на пианино. Он объяснял ему связь цвета и звука в музыке. Пётр старался передать краски через игру на пианино. Он стал говорить о том, что рад бы поменяться местами с последним нищим, чтобы не думать больше ни о чём, кроме как о куске хлеба. Недалеко от дома семьи Попельских находилась чудотворная католическая икона. Пётр с дядей и Иохимом пришли к иконе в день её праздника. Услышав песню слепых нищих, которые сидели у выхода, Пётр захотел уйти поскорее. Максим рассказал, что это те люди, с которыми он совсем недавно хотел поменяться местами и велел племяннику подать милостыню. С наступлением лета Пётр с Максимом отправились Киев. Было решено, что осенью юноша начнёт обучение у известного пианиста.
Однако он не учился у пианиста, а примкнул к двум слепым нищим – старику Кандыбе и Кузьме, чтобы вместе с ними идти к Почаеву. Максим вернулся в Киев и не рассказал родным о том, что Пётр ушёл со слепцами. С каждым днём путешествия Пётр открывал для себя новый необъятный мир. Он выучил песню слепых и ходил в Почаев, чтобы «вымолить у почаевской богоматери исцеление». Однако так и не исцелился, зато его душа обрела новый смысл бытия. Осенью юноша вернулся домой и женился на Эвелине. Спустя время он узнал, что скоро станет отцом. Это его испугало, однако ребёнок Петра родился совершенно здоровым.
Эпилог
Спустя три года Пётр выступал в Киеве, играя на фортепиано свою любимую музыку. Слушатели были очарованы этой мелодией, а Максим узнавал в ней мотив песни слепцов. Максим считал, что его племянник прозрел и через музыку сможет рассказать «счастливым о несчастных». Это был успешный дебют слепого музыканта.
Частые вопросы
- Что является основной темой повести «Слепой музыкант»?
Основная тема повести - это духовное прозрение человека, преодоление физического недуга и обретение своего места в жизни. Она рассказывает о поисках смысла жизни слепым от рождения мальчиком, его становлении как личности и музыканта.
- Кто является главным героем повести и какие черты его характера можно выделить?
Главный герой повести - Петрусь Попельский. Он обладает любознательностью, чуткостью, упрямством, сильной волей, стремлением к познанию мира и состраданием к окружающим.
- Какую роль в жизни Петруся сыграла его мать, Анна Михайловна?
Анна Михайловна сыграла огромную роль в жизни Петруся. Она окружила его любовью и заботой, развивала его чувства и интеллект, стимулировала его интерес к миру, способствовала его духовному росту и помогала преодолеть физические ограничения.
- Кто такой дядя Максим и какое влияние он оказал на Петруся?
Дядя Максим - боевой офицер, прошедший войну. Он оказал значительное влияние на Петруся, знакомя его с миром, рассказывая о жизни, о героизме и долге. Он стал для Петруся примером мужества и стойкости. Его истории помогли Петрусю понять мир за пределами усадьбы.
- Как музыка помогает Петрусю познавать мир?
Музыка становится для Петруся способом познания мира, компенсацией отсутствующего зрения. Звуки, мелодии, ритмы дают ему возможность чувствовать и понимать окружающую реальность, выражать свои эмоции и переживания.
- Кто такая Эвелина и какую роль она сыграла в жизни Петруся?
Эвелина – молодая девушка из соседнего поместья, ставшая женой Петруся. Она сыграла важную роль в его жизни, привнеся в нее любовь, понимание и поддержку. Их отношения помогли Петрусю обрести уверенность в себе и реализоваться как личности.
- Какое событие стало переломным моментом в духовном развитии Петруся?
Переломным моментом стало посещение Петрусем паломников в Почаевской лавре и осознание им страдания других людей. Это событие помогло ему выйти за пределы собственного мира и понять, что он не одинок в своих страданиях, что есть люди, которым еще хуже.
- Как Петрусь становится «зрячим» в духовном смысле?
Петрусь становится «зрячим» в духовном смысле, когда он осознает ценность жизни, начинает сопереживать другим людям и посвящает свой талант служению им. Он перестает концентрироваться на своей слепоте и начинает видеть мир сердцем.
- Какова главная мысль повести «Слепой музыкант»?
Главная мысль повести заключается в том, что даже при наличии физических ограничений человек способен обрести полноценную жизнь, найти свое предназначение и приносить пользу обществу. Важно не зацикливаться на своих недостатках, а стремиться к духовному росту и сопереживанию.
- Какие символы используются в повести и что они означают?
В повести используются различные символы. Слепота Петруся символизирует не только физический недуг, но и духовную слепоту, ограниченность восприятия мира. Музыка символизирует способ познания мира, выражение эмоций и преодоление препятствий. Степь, описанная в повести, символизирует простор и свободу, к которым стремится душа Петруся.