Краткое содержание: «В прекрасном и яростном мире»

Рассказ А.П. Платонова

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова был создан в 1938 году. Сначала произведение имело другое название «Машинист Мальцев». В рассказе автор отразил свой личный опыт, так как в юности работал помощником машиниста. Писатель учит нас помогать и поддерживать близких и достойно преодолевать жизненные трудности.

Краткое содержание: В прекрасном и яростном мире

Главные герои

Автор
Автор
— помощник машиниста Мальцева, от его лица ведётся повествование
Мальцев Александр Васильевич
Мальцев Александр Васильевич
— первоклассный машинист, очень любит свою работу
Следователь
Следователь
— представитель закона, который ведёт дело Мальцева

Краткое содержание

Александр Мальцев работал машинистом в Толубеевском депо и считался одним из лучших. Он имел квалификацию машиниста первого класса и водил скорые поезда. Помощником у Мальцева работал пожилой человек Фёдор Драбанов, но он вскоре ушёл работать на другую машину, а я был назначен в бригаду Мальцева помощником. До этого я тоже был помощником только на маломощной машине. Я был рад работать в бригаде Мальцева, и хотел научиться у него искусству вождения тяжёлых скоростных поездов. Мальцев принял меня в бригаду спокойно и равнодушно. Перед поездкой я испытал все обслуживающие механизмы машины, всё было в порядке. Александр Васильевич после меня ещё раз всё проверил, словно мне не доверял. Так повторялось и дальше, и я уже к этому привык. Мальцев водил составы с уверенностью великого мастера. Мы никогда не опаздывали, а нас наоборот часто задерживали на промежуточных станциях. Как-то раз я попросил его разрешить мне вести состав.

Он согласился, и когда я проехал несколько километров, то уже имел четыре минуты опоздания. Когда он вернулся на место, то вскоре нагнал упущенное мною время. Год я проработал помощником Мальцева. Пятого июля мы взяли состав, опоздавший до нас в пути на четыре часа. Диспетчер попросил Александра Васильевича сократить, опоздание поезда. Мальцев пообещал постараться, и мы отправились в рейс. Через некоторое время нам на встречу двигалась огромная туча, замелькали молнии. Вокруг всё потемнело. Состав попал в пыльный вихрь, поэтому стало трудно дышать. Я включил лобовой прожектор. Вдруг вблизи ударила молния, которая едва не попала в паровоз, но Мальцев почему-то сказал, что он её не видел. Начался ливень, но скоро мы миновали его. Наступила ночь, состав нёсся вперед, нагоняя упущенное время. Я заметил, что Мальцев как-то странно ведёт машину. Возможно он очень устал. Я смотрю на дорогу и на сигналы светофора, которые не замечает Мальцев.

Вдруг раздаются взрывы петард, и мне удаётся разглядеть впереди пятно красного цвета, это встречный состав. Мальцев отдаёт мне управление, мне удаётся остановить состав и избежать трагедии. Мальцев признаётся, что ослеп. Но вскоре к нему возвращается зрение. Меня вызывает следователь и допрашивает. Доказать невиновность Мальцева практически невозможно. Александра Васильевича судят. Следствию кажется очень подозрительным, что Александр Васильевич прозрел уже на следующий день. Но Мальцев говорил, что, потеряв зрение, вёл состав, так как видел мир в своём воображении и не сразу понял, что ослеп. Мальцева сажают в тюрьму, а я продолжаю работать с другим машинистом. Зимой я поехал в областной город навестить своего брата, студента, который говорит, что в университетской лаборатории есть установка Тесла для получения искусственной молнии. В голове у меня появляется идея. После приезда домой, я написал письмо следователю и попросил проверить Мальцева «на подверженность его действию электрических разрядов».

Ответа долго не было. Но вскоре мне сообщили, что областной прокурор дал согласие на эксперимент. Через несколько дней меня вызывает следователь и рассказывает о результатах опыта. Александр Васильевич, пройдя в темноте под установкой Тесла, снова ничего не видит. Это установлено судебно-медицинской экспертизой». Но на сей раз его зрение к нему не возвращается. Летом я с успехом выдерживаю экзамены на машиниста и начинаю ездить самостоятельно. Каждый раз, отправляясь в путь, я вижу слепого Мальцева, который сидит на скамейке. Мне становится грустно. Я пытаюсь его поддержать, а потом беру с собой в рейс. Оказавшись на месте машиниста и ведя состав под моим руководством, Мальцев испытывает настоящую радость, а по пути обратно к нему вдруг возвращается зрение. Он увидел жёлтый сигнал светофора и заплакал. До Толубеева он вёл состав уже без моей помощи. Я проводил его домой и остался с ним, мы вместе просидели весь вечер и ночь.

Частые вопросы

  • Что является основной темой рассказа «В прекрасном и яростном мире»?
    Основной темой рассказа является взаимоотношение человека и техники, а также трагическая судьба личности, столкнувшейся с непреодолимыми обстоятельствами. Кроме того, затрагиваются вопросы долга, ответственности и самопожертвования.
  • Кто является главным героем рассказа и какова его профессия?
    Главным героем рассказа является машинист Мальцев, опытный и талантливый специалист, отличающийся невероятной интуицией и мастерством в управлении локомотивом.
  • Почему Мальцев теряет зрение?
    Мальцев теряет зрение внезапно во время управления поездом, вероятно, из-за перенапряжения или психического потрясения, вызванного высоким уровнем ответственности и постоянным риском. Точная причина не называется, но предполагается нервное истощение.
  • Какова роль Кости в рассказе и его отношения с Мальцевым?
    Костя – помощник машиниста и ученик Мальцева. Он восхищается Мальцевым, видит в нем образец профессионализма и человечности. Отношения между ними строятся на уважении, доверии и желании Кости перенять опыт учителя.
  • Как окружающие реагируют на слепоту Мальцева?
    Окружающие реагируют по-разному. Кто-то сочувствует и пытается помочь, кто-то проявляет недоверие и опасение. Но большинство не понимают истинной причины произошедшего и считают Мальцева виновным в аварии.
  • Что символизирует сцена, где Костя ведет поезд, а Мальцев ему подсказывает?
    Эта сцена символизирует передачу опыта и знаний от одного поколения к другому, а также неразрывную связь между учителем и учеником. Она показывает, что даже лишившись зрения, Мальцев остается профессионалом и может передать свое мастерство.
  • Как заканчивается рассказ и что символизирует финал?
    Рассказ заканчивается оправданием Мальцева и его возвращением к работе. Финал символизирует веру в человека, его способность к восстановлению и преодолению трудностей, а также торжество справедливости.
  • Каково значение названия рассказа «В прекрасном и яростном мире»?
    Название отражает двойственность окружающего мира, в котором переплетаются красота природы и ярость стихии, величие техники и трагедия человеческой судьбы. Оно подчеркивает сложность и противоречивость жизни.
  • Какие художественные приемы использует Платонов в рассказе?
    Платонов использует такие художественные приемы, как психологизм (глубокое проникновение во внутренний мир героев), метафоричность (образный язык, насыщенный символами), гротеск (сочетание комического и трагического), а также особый, «платоновский» язык, отличающийся простотой и выразительностью.
  • Какие проблемы поднимаются в рассказе, помимо взаимоотношения человека и техники?
    В рассказе поднимаются проблемы ответственности, долга, веры в человека, справедливости, милосердия и взаимопомощи. Также затрагиваются вопросы человеческой души, ее стойкости и способности к состраданию.

Автор произведения

Андрей Платонов — русский советский писатель и драматург. В юности Платонов сменил несколько профессий: работал помощником машиниста, литейщиком на заводе, участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. В 1920-х годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов. В это же время он начал писать рассказы и стихи. Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда». После войны подвергается нападкам за рассказ «Возвращение».