Краткое содержание: «Золотые слова»

Рассказ М.М. Зощенко

Рассказ М.М. Зощенко «Золотые слова» был написан в 1939 году. Главная мысль произведения – прежде чем что-то сделать нужно подумать, а поступать следует по ситуации. Рассказ учит уважать взрослых, слушать родителей, вести себя скромно и вежливо.

Краткое содержание: Золотые слова

Главные герои

Минька и Лёля
Минька и Лёля
— брат и сестра, обычные шаловливые дети
Папа и мама
Папа и мама
— их родители, добрые и рассудительные
Бабушка
Бабушка
— мудрая и любящая внуков женщина
Папин начальник
Папин начальник
— гость, которому не нравилось поведение детей за столом

Краткое содержание

В детстве Минька с Лёлей очень любили семейный ужин. Им было интересно послушать, как взрослые рассказывали разные истории из своей жизни. Дети тоже подключались к разговору и нередко смешили гостей. Однажды папин начальник рассказывал историю о том, как он спас пожарного, который надышался дымом. Миньке с Лелей этот рассказ не очень понравился. Лёля перебила папиного начальника и хотела побыстрее рассказать свою историю. Начальнику это не понравилось, и он высказал недовольство тем, что родители сажают детей за стол вместе со взрослыми. Лёля снова вмешалась в разговор, и мужчина рассердился. Лёля получила «шлепок от мамы».

Потом Минька подключился к разговору, рассуждая о том, как смог угоревший пожарный поблагодарить спасителя, если был без сознания. Гости засмеялись, а папин начальник сказал родителям, что их дети невоспитанные. Бабушка поругала Лёлю. Папа сказал, что с этого дня он запрещает детям с ними ужинать. Минька с Лёлей вышли из-за стола, и с того дня два месяца не ужинали вместе со взрослыми. Потом отец разрешил детям с ними ужинать, но запретил им что-либо говорить за столом. Однажды они вместе ужинали. Дети поели и приступили к десерту. Когда Минька намазывал булку маслом, он обнаружил, что масло было замёрзшее и стал греть его над стаканом папиного начальника, с которым сидел рядом. Вдруг масло соскользнуло с ножа и упало в чай. Но никто этого не заметил, кроме Лёли.

Она стала хихикать, когда папин начальник, что-то рассказывая, помешивал чай ложкой. Когда начальник сделал глоток, он заохал и стал кашлять. Мама заглянула в чашку и поняла, что в чай попало масло. Когда все узнали, что произошло, отец спросил, почему никто из детей не предупредил о том, что в чашке с чаем масло? Тогда Лёля с Минькой объяснили, что им было строго запрещено разговаривать за столом. Родители и бабушка стали объяснять детям, что взрослых нужно обязательно слушаться, но действовать нужно по обстоятельствам. Тогда детей бы не поругали, а похвалили. Папа сказал, что брат с сестрой поступили глупо и добавил, что «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. Эти слова надо золотыми буквами записать в своём сердце».

Частые вопросы

  • О чём рассказ «Золотые слова»?
    Рассказ «Золотые слова» повествует о попытках родителей воспитать маленького Лёлю, используя наставления и «золотые слова», почерпнутые из книг и статей о воспитании. Однако эти попытки приводят к комичным и непредсказуемым последствиям.
  • Кто главный герой рассказа?
    Главный герой рассказа – маленький мальчик по имени Лёля.
  • Какие «золотые слова» пытались внушить Лёле родители?
    Родители пытались внушить Лёле такие «золотые слова», как «нужно делиться», «нельзя жадничать», «все люди братья», и другие моральные принципы.
  • Почему попытки родителей воспитать Лёлю терпят неудачу?
    Попытки родителей терпят неудачу, потому что они слепо следуют теориям и не учитывают возраст и психологию ребенка. Лёля не понимает абстрактных понятий и реагирует на ситуации исходя из своих непосредственных желаний.
  • Какова основная тема рассказа?
    Основная тема рассказа – несоответствие между теоретическими знаниями о воспитании и реальной жизнью, а также абсурдность слепого следования правилам без учета индивидуальности ребенка.
  • Какова мораль рассказа «Золотые слова»?
    Мораль рассказа заключается в том, что воспитание требует гибкости, понимания и индивидуального подхода к каждому ребенку. Нельзя слепо следовать шаблонам и «золотым словам», не учитывая реальную ситуацию и особенности ребенка.
  • Какие комические ситуации возникают в рассказе?
    В рассказе возникают комические ситуации, когда Лёля буквально понимает «золотые слова» и начинает делиться всем подряд, даже вещами, которые ему дороги. Например, он отдает свои ботинки, полагая, что это и есть проявление щедрости.
  • Как характеризует родителей их слепое следование «золотым словам»?
    Слепое следование «золотым словам» характеризует родителей как наивных и непрактичных, оторванных от реальной жизни. Они пытаются воспитать ребенка по книгам, забывая о здравом смысле и интуиции.
  • Какую роль играет юмор в рассказе?
    Юмор играет важную роль в рассказе. Он помогает высмеять абсурдность и неэффективность формального подхода к воспитанию. Комические ситуации, возникающие с Лёлей, делают рассказ забавным и запоминающимся.
  • Как заканчивается рассказ «Золотые слова»?
    Рассказ заканчивается тем, что родители осознают, что их методы воспитания не работают, и приходят к выводу, что нужно действовать более разумно и гибко. Лёля же, скорее всего, остаётся в недоумении относительно странного поведения взрослых.

Автор произведения

Михаил Михайлович Зощенко — советский писатель, драматург, сценарист и переводчик, классик русской и советской литературы. В 1907 году он написал рассказ «Пальто». В 1919 г. Зощенко занимался в творческой Студии. К середине 1920-х годов он стал одним из самых популярных писателей. Несмотря на высокую писательскую активность, подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей. Начальные главы научно-художественного исследования были изданы в 1943 году под названием «Перед восходом солнца».