Пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира» была создана в 1926 году. Изображение квартиры главной героини становится олицетворением большого скандального города. События пьесы происходят в 1920-х годах в Москве. Произведение отражает социальные и моральные проблемы того времени.

Главные герои

- Зоя Денисовна Пельц
- — расчетливая женщина, вдова 35 лет

- Павел Фёдорович Обольянинов
- — любовник Зои, морфинист

- Александр Тарасович Аметистов
- — кузен Зои, проходимец

- Манюшка
- — молодая горничная Зои

- Алла Вадимовна
- — красивая девушка, мечтающая о жизни в Париже

- Борис Семёнович Гусь-Ремонтный
- — коммерческий директор треста тугоплавких металлов

- Анисим Зотикович Аллилуйя
- — председатель домкома, взяточник

- Газолин
- — владелец прачечной, подпольный торговец опиумом

- Херувим
- — молодой китаец, влюблённый в Манюшку
Очень краткое содержание
Мечтая о новой жизни, Зоя Пельц устраивает в своей квартире притон под видом швейной мастерской. В этом ей помогают её любовник, кузен и председатель домкома, которому женщина регулярно даёт взятку. Однако не всё идёт по её задумке. Жажда больших денег заставляет её соучастников пойти на преступления. В итоге один человек убит, остальных арестовывают.
Краткое содержание
Акт первый
Вечером Зоя Пельц у себя в квартире одевается перед зеркалом. Горничная Манюшка сообщает хозяйке о том, что к ней пришёл председатель домового комитета Аллилуйя. Зоя велит девушке соврать, что её нет дома и прячется в шкафу. В это время Анисим Зотикович заходит в спальню и начинает приставать к горничной. Не вытерпев, Зоя выходит и начинает стыдить председателя домкома. Аллилуйя оправдывается, затем сообщает женщине, что в её шестикомнатной квартире планируется уплотнение. Зою это не радует, и она сообщает Анисиму Зотиковичу, что наслышана о его взятках. Аллилуйя, услышав об этом, идёт на уступки. Пельц говорит, что согласна отдать только одну комнату для уплотнения, а на остальные пять у неё есть документ, согласно которому ей разрешается открыть швейную мастерскую.
Мужчина приятно удивлён решением вопроса в свою пользу, так как получает взятку от Зои. Вскоре к Пельц приходит её любовник Обольянинов. Павел Фёдорович мучается от ломки и отправляет Манюшку к китайцу Газолину за морфием. Горничная находит Газолина в прачечной и передаёт просьбу Обольянинова сделать ему укол. Газолин поручает своему помощнику Херувиму сходить к Павлу Фёдоровичу, чтобы приготовить инъекцию. Получив необходимую дозу, Обольянинов сразу приходит в себя. Он просит Херувима навещать его каждый день. Узнав, что китаец работает в прачечной, Зоя предлагает ему пойти на работу в её мастерскую гладильщиком.
Обольянинов узнаёт от любовницы о её планах. Женщина задумала открыть дом свиданий под видом мастерской. Так она сможет заработать приличную сумму денег и уехать за границу. По техническим вопросам она планирует обратиться за помощью к Борису Семёновичу. Кузен Зои приходит в её квартиру. Аметистов – аферист и карточный шулер. Случайно он становится свидетелем разговора Зои и её любовника. Не теряя возможности, он начинает шантажировать кузину. Зоя соглашается прописать его в своей квартире и взять его на должность администратора в притоне. Обольянинов сразу находит общий язык с Аметистовым.
Акт второй
Зоя выделяет гостиную под мастерскую. Швея и закройщица приступают к работе, приходят клиентки на примерку. В завершении рабочего дня Аметистов просит Зою взять Аллу Вадимовну на работу манекенщицей. Красавица задолжала Зое денег, и Пельц решила этим воспользоваться. После смерти супруга дела у Аллы шли из рук вон плохо. Сначала ей пришлось продать все свои драгоценности, а теперь ей даже жить не на что. Она хочет уехать за границу, а для этого ей нужны большие деньги. Зоя предлагает молодой красавице простить долг, обещает хорошую зарплату и помощь в оформлении визы. Кроме того, Пельц гарантирует полную конфиденциальность.
Девушка соглашается, надеясь на то, что, отработав несколько месяцев, она сможет уехать в Париж. К приезду Бориса Семёновича в квартире происходят изменения. На стене появляется картина с изображением обнажённой женщины. Приходит Херувим и приносит кокаин. Дамы лёгкого поведения Лизанька, Мымра и мадам Иванова выступают в роли манекенщиц. Приезжает Гусь, который является покровителем Зои и спонсором идеи с мастерской. Зоя встречает гостя. Её кузен всячески старается ему угодить. Обольянинов начинает игру на рояле. В комнату по очереди входят манекенщицы в парижских нарядах, за которыми Гусь с удовольствием наблюдает.
Акт третий
В квартиру к Зое приходит председатель домкома с претензией на ночные «фокстроты». Женщина снова вручает ему взятку, и он сразу же уходит. Аметистов обещает Гусю устроить вечером сюрприз. Херувим уделяет внимание Манюшке. Он предлагает девушке выйти за него замуж и уехать в Шанхай. Газолин, не стесняясь соперника, тоже делает предложение горничной. В гневе Херувим хватает нож и бросается на Газолина. В этот момент в квартире появляется комиссия из Наркомпроса. Соперники затихают. Несмотря на подозрения жильцов квартиры в курении опиума, комиссия не выявляет каких-либо нарушений в мастерской. Ночью все пируют в Зоиной квартире. В это время появляется Алла.
Гусь, глядя на неё, узнаёт женщину, из-за которой когда-то был готов разрушить свою семью. Гусь устраивает скандал, но потом заявляет, что готов простить её поступок. Однако Алла заявляет, что хочет уехать к своему жениху в Париж. Увидев крупную сумму денег у Гуся, Херувим вонзает ему нож в спину, и забрав деньги, вместе с Манюшкой бежит из квартиры. Аметистов входит в комнату, где находится убитый. Оценив ситуацию, он достаёт из Зоиной шкатулки её сбережения и спешит скрыться. Пельц в панике. В квартире в компании Газолина появляется комиссия из Наркомпроса. Всех арестовывают. Зоя, прощаясь со своей квартирой, понимает, что мечта о новой жизни, увы, теперь недосягаема.
Частые вопросы
- Какова основная тема пьесы «Зойкина квартира»?
Основная тема пьесы – критика нэпманской морали, спекуляции, разложения общества и попыток приспособиться к новой власти через обман и авантюры.
- Кто является главным героем пьесы и в чем его/её замысел?
Главная героиня пьесы – Зоя Денисовна Пельц. Её замысел – организовать под видом швейной мастерской дом свиданий, чтобы заработать деньги и сбежать за границу.
- Какие персонажи, помимо Зои, играют важную роль в развитии сюжета?
Важную роль играют Аметистов (управляющий домом), Обольянинов (бывший граф, возлюбленный Зои), Херувим (председатель домкома), и, конечно, многочисленные посетители «мастерской».
- Какое значение имеет название пьесы «Зойкина квартира»?
Название указывает на место действия, которое становится центром аферы и отражает социальную обстановку того времени, когда личное пространство и жилье становятся объектом спекуляций.
- Какие сатирические приемы использует Булгаков в пьесе?
Булгаков использует гротеск, гиперболу, иронию, бурлеск и сатиру для обличения пороков нэпманского общества, высмеивая жадность, глупость и моральную деградацию персонажей.
- Какова роль китайцев в «Зойкиной квартире» и что они символизируют?
Китайцы, нанятые для работы в «мастерской», являются частью экзотического антуража и символизируют иностранный капитал, привлекаемый в Россию, а также бесправность и эксплуатацию трудящихся.
- Чем заканчивается пьеса «Зойкина квартира»?
Пьеса заканчивается разоблачением аферы Зои, арестами и трагической развязкой, символизирующей крах иллюзий о легкой наживе и невозможность бегства от реальности.
- Каковы основные конфликты в пьесе?
Основные конфликты: между старой и новой моралью, между желанием разбогатеть и законом, между разными социальными слоями и между персонажами, стремящимися достичь собственных целей.
- Как в пьесе показана роль денег в жизни людей?
В пьесе деньги предстают как главная движущая сила, определяющая поведение и моральные принципы персонажей. Они становятся символом власти, успеха и возможности уйти от проблем, но при этом приводят к моральному разложению и трагедии.
- Какие темы, помимо критики нэпманского общества, затрагиваются в пьесе?
В пьесе затрагиваются темы любви, предательства, социального неравенства, морального выбора и поиска смысла жизни в условиях перемен.