Жан-Батист Мольер

Жан-Батист Мольер

15 января 1622 г. - 17 февраля 1673 г.

Жан-Батист Мольер — французский драматург, комедиограф, актер 17-го века. Жан-Батист родился 15 января 1622 года в Париже, в семье придворного обойщика (декоратора) Жана Поклена и дочери зажиточного буржуа Марии Креше. После того, как в 10 лет умерла мать, Жан-Батист жил с отцом, который видел в нём наследника своего ремесла. Жан-Батист получил хорошее образование, окончил престижный иезуитский колледж в Клермоне, где досконально изучил латынь. Всё это обозначало великолепные перспективы для будущего молодого человека, он мог стать обеспеченным буржуа без особых усилий. Но в 21 год он предпочёл всему этому театральную карьеру. В июне 1643 года он покинул свой социальный класс и семью и, совместно с Маделин Бежа, основал "Блистательный театр". Новообразованный театр обанкротился в 1645 году. Жана-Батиста заключили в тюрьму за долги театра.
 
Но, в тюрьме он пробыл недолго, историки спорят о том, кто же заплатил выкуп за него. Именно к этому времени относится появление сценического псевдонима Мольер. Возможно, этот псевдоним был придуман для того, чтобы не позорить отца наличием актёра в семье, так как эта профессия была презираема в обществе того времени. После освобождения из тюрьмы Мольер и Маделин стали давать театральные представления в провинции. Такая жизнь продолжалась 12 лет, окончившись успехом и достижением покровительства Филиппа Орлеанского над труппой. Мольер и труппа вернулись в Париж в 1658 году и сыграли перед королем трагедию "Никомед", автор Корнель и фарс самого Мольера - "Доктор в любви". Выступление прошло успешно, и труппе было даровано звание "Труппа Монсеньёра". Труппе, совместно с итальянской комедийной труппой, был предоставлен театр Пти-Бурбон, в котором 18 ноября 1659 года была представлена публике комедия "Смешные жеманницы". Эта комедия известна тем, что, задев дам того времени, была запрещена на две недели, после чего шла с удвоенным успехом.
 
Постепенно слава Мольера разрасталась, у него появлялось всё больше поклонников и всё больше врагов. Не смотря на увлечение трагедией, Мольер стал знаменит благодаря своим фарсам. В 1662 году труппа Мольера и их итальянские коллеги переехали в театр Пале-Рояль. 23 января 1662 года Мольер подписал брачный контракт с Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлены. Ему 40 лет, Арманде 20. Против всех тогдашних приличий, на свадьбу пригласили лишь самых близких. Церемония венчания состоялась 20 февраля 1662 года в парижской церкви Сен-Жермен-л'Осеруа. Творческая жизнь Мольера непрерывно связана с нападками на него представителей церковной, медицинской сферы, а также высшего общества и королевской защитой от подобных инцидентов. Многие пьесы были запрещены, многие пришлось переделать. В 1672 году умирает Маделин Бежа, страдания Мольера связанные с этой потерей и с ухудшавшимся здоровьем отразились на его творчестве, он стал меньше писать, хотя на этот период приходятся такие шедевры, как "Проделки Скапьена", "Ученные женщины", "Мнимый больной".
 
Жан-Батист Мольер умер 17 февраля 1673 года. Парижский архиепископ Арле де Шанваллон запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние), но отменил запрет по указанию короля. Мольер был похоронен ночью за забором церковного кладбища, где покоились некрещёные дети и самоубийцы. В 1792 году его останки были перенесены в музей французских памятников, а в 1817 году перезахоронены на кладбище Пер Лашез, в Париже.