
Немецкий поэт и идеолог рококо, издатель журнала «Германский Меркурий».
Биография
Кристоф Мартин Виланд — немецкий поэт и идеолог рококо, издатель журнала «Германский Меркурий». Он принадлежал к одворянившимся слоям буржуазии XVIII века. Сын пастора, Виланд провел часть жизни при веймарском дворе, где был дружен с Гёте. Начальный период его творчества (1752–1763) ознаменован поиском собственного стиля. Ранние произведения, такие как «О природе вещей», «Двенадцать моральных писем в стихах», «Испытание Авраама», созданы под влиянием «серафического» направления Бодмера и Клопштока. Драма «Клементина» испытала влияние Самуэля Ричардсона.
Зрелый период творчества (1764–1813) связан с рококо. «Серафические» настроения уступают место рационализму и гедонизму («Дон Сильвио де Розальва», «Идрис»). Центральное место в этот период занимают философский роман «Агатон», крупнейший немецкий образовательный роман XVIII века, и роман «Абдеритяне». В «Агатоне» Виланд развивает взгляды на совершенного человека, утверждая гармонически развитую личность (синтез разума и страсти). Наделяя личность добродетелью, Виланд противоречит своим произведениям, где прокламировался чувственный человек, что создало ему славу эротического писателя. «Агатон» преодолевает идеал эмансипировавшей плоть личности.
В «Абдеритянах» Виланд показывает себя мастером иронической манеры, сближающей его с Вольтером и Свифтом. Ироническое отношение к действительности типично для рококо. В сюжет вводится положительный герой, скептический индивидуалист. Отношение к религии снисходительно-скептическое. Умеренность свойственна немецкому рококо. Философия «Музариона» сводится к апологии «светлой и тихой радости». В политическом романе «Золотое зеркало» идеалом является просвещенный абсолютизм. «Оберон» (1780) считается самым совершенным произведением Виланда. Гёте назвал его «chef d’œuvre поэтического искусства».
В нём проявляется любовь к орнаменту, ярким краскам, фантастике. В «Обероне» мелькают картины «сельской простоты и восточного великолепия, городского шума и отшельнической жизни». К «Оберону» примыкают «Шах Лоло», «Зимняя сказка», «Знатный Герон». Виланд – крупнейший орнаменталист немецкого рококо, склонный к большим полотнам. Он занимателен, изящен, и ему приписывают привнесение французской лёгкости в немецкий язык. Значительна его деятельность как переводчика: переводы драм Шекспира сыграли роль в истории немецкой культуры.
Кристоф Мартин Виланд умер 20 января 1913 года.