
Русский писатель, публицист и историк, придерживавшийся консервативных взглядов.
Биография
Сергей Николаевич Глинка – видный русский писатель, публицист, историк и мемуарист, придерживавшийся консервативных националистических взглядов. Он выступал против галломании и считается предшественником славянофильства. Глинка родился в родовитой семье смоленского дворянства, в имении Сутоки. Начальное образование получил под руководством дяди, майора Николая Лебедева, затем его обучением занялся полунемец Иоганн. В возрасте семи лет поступил в Сухопутный кадетский корпус, по окончании которого служил адъютантом у князя Ю.В. Долгорукова в Москве. В 1800 году, после смерти отца, вышел в отставку в звании майора и отказался от наследства в пользу сестры, посвятив себя педагогической деятельности в Малороссии.
Три года спустя вернулся в Москву и стал сочинителем и переводчиком в театре. К этому времени он уже написал немало стихотворений и повестей, а также перевел «Юнговы ночи». С началом наполеоновского вторжения Глинка написал патриотические стихи, взяв эпиграфом слова: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его». В 1812 году, воодушевленный воззванием императора Александра I к Москве, он возглавил народное шествие на Поклонную гору. Его речи вызвали подозрения у московской администрации, и за ним установили наблюдение. В Слободском дворце Глинка произносил пламенные речи, предрекая падение Москвы. В период с 1808 по 1824 годы он издавал журнал «Русский вестник», в котором боролся с французским влиянием. Журнал имел успех за пределами столицы, особенно в годы Отечественной войны, когда Глинка был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
Перед оставлением Москвы он сжег все французские книги из своей библиотеки. Антифранцузская пропаганда Глинки стала одним из индикаторов формирования консервативной и националистической идеологии в России. Он идеализировал все русское, восхвалял доблести русских царей и полководцев, создавая патриархально-консервативную утопию, обращенную в прошлое. На страницах «Русского вестника» критиковались французские моды, язык, идеи философов и политика Наполеона. Угроза со стороны Франции представлялась Глинкой как военная и культурная экспансия, разрушающая устои традиционного общества. Он был автором пьес: «Наталья, боярская дочь», «Михаил князь Черниговский», «Ольга Прекрасная», «Боян», «Минин», «Осада Полтавы», а также поэм и повестей в стихах: «Пожарский и Минин, или пожертвования россиян», «Царица Наталья Кирилловна».
Глинка утверждал, что «Athalie» Расина украдена из Стоглава, а «Андромаха» – подражание «Погребению кота». Он считал, что слово «славяне» происходит от слова «слава». Современники запомнили его как «беспорядочного энтузиаста». После 1812 года Глинка выпускал «учебники по русской истории». Н.М. Карамзин ходатайствовал о награде Глинке за книгу по истории. Он пытался заниматься педагогикой, устраивал пансион для выходцев с Дона, издавал «Новое детское чтение» и «Плутарха для детей». В 1820-е годы Глинка примкнул к «охранительному лагерю» А.С. Шишкова. С 1827 года служил цензором. В 1832 году составил «Обозрение истории армянского народа». Критиковал «Евгения Онегина». В последние годы жизни, страдая от недугов и слепоты, диктовал дочери записки о войне 1812 года и о Москве своей молодости.
Сергей Николаевич Глинка умер в 1847 году.