Краткое содержание: «12 стульев»

Сатирический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова

Краткое содержание: «12 стульев»
В 1927 году был написан сатирический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев», который стал их первым совместным произведением, отразившим социалистическую действительность России 20-х годов прошлого века. Проблемы, поднятые в авантюрно-приключенческом романе, не утрачивают своей актуальности и сегодня. Главная мысль романа состоит в том, что в погоне за призрачными сокровищами, люди не замечают других радостей жизни и меняются в худшую сторону.
 

Главные герои

 
  • Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – интеллигентный, расчетливый, мужчина средних лет, бывший дворянин
  • Фёдор Востриков – священнослужитель, алчный человек
  • Клавдия Ивановна Петухова – тёща Ипполита, хозяйка драгоценностей
  • Остап Бендер – молодой человек, дерзкий, находчивый и остроумный
  • Мадам Грицацуева – наивная, любвеобильная женщина, ставшая женой Бендера
  • Александр Яковлевич – завхоз 2-го дома Старсобеса
  • Варфоломей Коробейников – заведующий старгородским архивом
  • Элла Щукина – молодая, красивая, но глупая женщина
 

Очень краткое содержание

 
События романа происходят в 1920-х годах в уездном городе N, Москве, Пятигорске, Тифлисе, в Крыму. В основе сюжета произведения - авантюрные приключения героев, отправившихся на поиски драгоценностей, спрятанных в одном из стульев гостиного гарнитура. Тайну сокровищ рассказала Ипполиту Воробьянинову его тёща, которая находилась при смерти, а священник узнал об этом, подслушав их разговор. Находчивый Остап Бендер становится компаньоном Воробьянинова, в то время как отец Фёдор отправляется искать сокровища в одиночку. Однако бриллианты были найдены намного раньше, поэтому герои остались ни с чем.
 

Краткое содержание

 
Часть 1. Старгородский лев
 
Ипполит Матвеевич Воробьянинов - житель уездного города N был вдовцом. В прошлом он служил предводителем дворянства. Работал в загсе начальником стола регистрации. В возрасте пятидесяти лет он проживал однообразную безрадостную жизнь. Вместе с ним жила тёща Клавдия Ивановна. Перед смертью она рассказала, что во времена революции спрятала свои бриллианты в стуле гостиного гарнитура. Однако вся мебель осталась в Старгороде. Когда священник Фёдор Востриков пришёл к мадам Петуховой на исповедь, он тоже узнал о сокровищах, зашитых в одном из стульев. Ипполит Матвеевич сразу выехал в Старгород, где остановился у своего бывшего дворника. Востриков тоже отправился на поиски стульев.
 
Воробьянинов знакомится с Остапом Бендером, который вынуждает его раскрыть свою тайну и становится его компаньоном в надежде получить некий процент от найденных драгоценностей. Ипполит Матвеевич узнал от дворника, что всю мебель семейства Воробьяниновых увезли. Однако один из стульев находился у завхоза «2-го дома соцобеса» Александра Яковлевича, который прибирал к рукам всё, что лежало не на своём месте. Прикинувшись инспектором пожарной охраны, Бендер пришёл в дом, где жили одинокие старухи, но стула там не оказалось. Предмет гарнитура был продан предприимчивым братом жены Александра Яковлевича. Покупателем стула оказался быстрый и находчивый отец Фёдор. Его-то и встретил Воробьянинов в городе совершенно случайно.
 
Увидев стул в руках Вострикова, Ипполит Матвеевич бросился в драку, в ходе которой разъярённые мужчины распотрошили стул, но внутри него никаких драгоценностей не было. Воробьянинов и Бендер поселились в гостинице. Остап решил отправиться к архивариусу. Варфоломей Коробейников был жадным стариком, но рассказал Бендеру, что десять стульев находятся в музее мебели в Москве. А ещё один принадлежит гражданину Грицацуеву. Прошло немного времени, и у архивариуса появился отец Фёдор. Коробейников решил подсунуть ему ордер на другой гарнитур. Остап Бендер вскоре узнал о том, что Грицацуев умер. Немного поразмыслив, он решил предложить вдове Грицацуевой руку и сердце, чтобы проверить находящийся у неё стул. Однако поиски не увенчались успехом. Компаньоны поехали в Москву за другими стульями.
 
Часть 2. В Москве
 
Поселившись в студенческом общежитии, у знакомого Остапа Бендера, охотники за бриллиантами отправились в музей мебели. Каково было их удивление, когда они узнали о том, что завтра состоится аукцион, на котором будет представлен ореховый гарнитур. В музее Воробьянинова очаровала жена бедного студента Лиза. Ипполит Матвеевич стал жаловаться девушке на то, что он совершенно одинок и пригласил в ресторан. Желая произвести на даму впечатление, он спустил все деньги, отложенные на аукцион. Однако Остап Бендер не знал об этом, и на следующий день купил все стулья на аукционе. Когда выяснилось, что у Воробьянинова нет денег, стулья стали распродавать по одному. Беспризорники, которым заплатил Остап, проследили, кто выкупил каждый стул.
 
На вооружении у мужчины было множество испытанных приёмов. Молодая красивая женщина Эллочка Щукина приобрела два стула на аукционе, и стала первой жертвой Остапа Бендера. У девушки напрочь отсутствовал словарный запас. Прийдя к Эллочке и немного пообщавшись с ней, мужчина понял, как себя вести. Вскоре он получил желаемые стулья в обмен на обычное чайное ситечко. Но и в этих стульях бриллиантов не оказалось. Между тем Воробьянинов отправился по другому адресу. Встретившись с юмористом Авессалом Изнуренковым, он предпринял попытку вернуть стул, но потерпел поражение. Прийдя на помощь компаньону, Остап Бендер забрал стул под видом судебного исполнителя. После неудачного вскрытия очередного стула, Остап Бендер пришёл в редакцию газеты «Станок».
 
Прямо на месте он распотрошил предмет мебели, но он был пуст. Стул, находящийся в квартире рифмоплета Ляписа-Трубецкого, также оказался без сокровищ. Оставалось всего пять стульев, которые нужно было найти. Четыре из них находились в театре Колумба, который на днях должен был отправиться на гастроли. Последний стул исчез с товарного двора Октябрьского вокзала в неизвестном направлении. Во время поиска заветного стула Ипполит Матвеевич заметно изменился и стал подхалимом. Остап Бендер это заметил и стал называть его Кисой. Великий комбинатор чувствовал, что вот-вот найдёт сокровища мадам Петуховой. Он решил направить все силы на то, чтобы достать стулья из театра. Разумно полагая, что в театре будет больше шансов, он решил начать поиски именно оттуда.
 
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
 
Компаньонам стало известно, что театру требуется художник. Остап предложил свои услуги, и вместе с Воробьяниновым оказался на пароходе в пути на гастроли. Мужчины должны были оформлять художественные плакаты и рекламные надписи. Долгое время им удавалось обманывать хозяина, но в Васюках их высадили с теплохода за плохую работу. Так компаньонам удалось вскрыть всего один стул. Остальные уплыли на пароходе. Однако Остап не падал духом и сразу придумал новый план действий. Для этого им необходимо было оказаться в Сталинграде быстрее, чем там появится театр. Но для этого нужны были деньги. Остап Бендер, организовал игру в шахматы и на некоторое время выдал себя за известного гроссмейстера.
 
Он проиграл все партии, однако прихватил с собой все деньги и пустился наутёк вместе с Кисой. Сев на поезд, компаньоны доехали до Пятигорска. Театр Колумба они догнали, но прекрасно осознавали, что попасть в него они не смогут. Они решили подкупить пьяного театрального монтёра, который согласился вынести стулья за двадцать рублей. Однако денег не было. Тогда Остап Бендер уговорил Кису просить подаяние на разных языках. Сам Бендер отправился к достопримечательности Пятигорска и стал взимать деньги за проход с доверчивых туристов. Монтёр получил обещанные деньги, но смог вынести только пару стульев, которые тоже оказались пустыми. Тем временем Востриков ездил по стране в поисках стульев «липового» гарнитура.
 
Когда он его отыскал, то написал супруге письмо. Он велел женщине продать всё имущество и отправить ему деньги, на которые он выкупил стулья. Вскрыв их поочерёдно, он с ужасом понял, что ни в одном из них бриллиантов не было. Тем временем Бендер и Воробьянинов ждали, что монтёр вынесет им третий стул, но тот не выполнил договорённости. Театр же направился в Тифлис. Компаньоны отправились следом пешком. По пути они встретили отца Фёдора и поняли, что из-за неудачных поисков у него помутился рассудок. Из Тифлиса театр направился в Ялту, а следом и Воробьянинов со своим напарником. В Крыму они добыли стул, но не успели вскрыть его. Мощное землетрясение помешало их планам. Тем не менее и этот стул в конце концов оказался пустым.
 
Было ясно, что бриллианты зашиты в последнем из стульев, след которого был потерян на московском вокзале. Вернувшись в Москву, напарники продолжили поиски заветного стула. К тому времени Воробьянинов совсем изменился. В погоне за драгоценностями он стал решительным и жестоким человеком. Когда его компаньон узнал, что последний стул находится в клубе железнодорожников, то заявил Ипполиту, что ему полагается большая часть бриллиантов. Воробьянинов не выдержал и, разъярённый наглостью Бендера, набросился на него и перерезал ему горло. После этого Киса отправился за стулом, но вскоре узнал, что драгоценности уже были найдены. На вырученные деньги и построили этот самый клуб, а стул бережно хранили.

Кратко об авторе

Илья Арнольдович Ильф
Илья Арнольдович Ильф
(15 октября 1897 г. - 12 апреля 1937 г.)
Илья Арнольдович Ильф (при рождении Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг) — русский советский писатель, драматург и сценарист, фотограф, журналист. Илья Ильф родился 15 октября 1897 года в Одессе в семье банковского служащего. В 1913 году, окончив техническую школу, Илья в 16 лет начал трудовую деятельность, часто меняя место работы – чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, бухгалтером, редактором юмористического журнала...