Краткое содержание: «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н.А. Некрасова

Краткое содержание: «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 1866 году, повествует о путешествии семерых крестьян по всей Руси с целью найти счастливого человека. Действие происходит вскоре после отмены крепостного права в Российской империи. Некрасов был убежден, что за своё счастье необходимо бороться и недостаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей проблемы в целом. Автор призывает думать о счастье для всех без исключения.
 

Главные герои

 
  • Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, Пахом, Пров – странники, отправившихся искать счастливого человека
  • Ермил Гирин – первый «кандидат» на звание счастливца, бурмистр честный, очень уважаемый крестьянами
  • Матрёна Корчагина (Губернаторша) – крестьянка, слывущая в своей деревне «счастливицей»
  • Савелий – дед мужа Матрёны Корчагиной
  • Князь Утятин (Последыш) – старый помещик, которому его семья по сговору с крестьянами не говорит об отмене крепостного права
  • Гриша Добросклонов – семинарист, мечтающий об освобождении русского народа
 

Краткое содержание

 
Часть 1
Пролог
 
Встретились на дороге семеро мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров. Все они живут в уездеТерпигореве, а сами родом из соседских деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко. Мужики сошлись и заспорили: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Один уверен, что вольготнее всего живется помещику, другой – чиновнику, третий – попу, и так далее. Мужики уже и забыли, по каким делам они вышли из дому и идут неизвестно куда. К ночи они останавливаются, чтобы отдохнуть. Спор продолжается, и дело доходит до драки. Мужики переполошили весь лес, а маленький птенец выпал из гнезда.
 
Мужики ловят его. Тут к ним подлетает пеночка, и просит отпустить её птенчика на волю. За него она обещает царский выкуп и указывает им место в лесу, где закопана скатерть-самобранка. Затем она заколдовывает на них одежду, чтобы она не сносилась, чтобы лапти не разбились, а на теле не плодилась вошь, и улетает с птенчиком, но предупреждает мужиков: еды от скатерти-самобранки они могут просить сколько угодно, но вот больше ведра водки в день просить нельзя. Крестьяне находят скатерть-самобранку в лесу. Они устраивают пир и решают отправиться странствовать, пока не узнают, «кому живется счастливо, вольготно на Руси».
 
Глава 1. Поп
 
Идут мужики по дороге и встречают крестьян, мастеровых, солдат. Ближе к вечеру мужики встречают попа. Лука рассказывает ему о затеянном споре и спрашивает, каково живётся попу на Руси. Священник отвечает, что ему роптать на Бога грех. Но он расскажет о своей жизни. По мнению попа, счастье заключается в трёх вещах: «покой, богатство, честь». Покоя святой отец не знает, его сан достаётся ему тяжёлым трудом. Не лучше обстоит дело и с почётом. Про попа люди сочиняют непристойные сказки и небылицы. Богатством тоже поп не хвалится. Были времена, когда дворяне чтили попа, играли пышные свадьбы и приезжали в свои имения умирать – вот и была священникам работа, а сейчас поп довольствуется медными пятаками. Затем священник уезжает, а мужики понимают, что только с виду поповское жизнь кажется привольной, а на самом деле всё иначе.
 
Глава 2. Сельская ярмонка
 
Дальше мужики идут через пустые деревни. Там они встречают седока и спрашивают, куда пропали жители. Оказалось, что они ушли на ярмарку в село Кузьминское. Путешественники тоже отправляются в село. Ярмарка в Кузьминском богатая, больше всего тут кабаков, вокруг много пьяных. Торгуют на ярмарке и книготорговцы, но спросом пользуются самые низкопробные книги, а также портреты генералов «потолще». Но автор надеется, что настанет то время, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесёт». К вечеру все напиваются, и странники покидают село.
 
Глава 3. Пьяная ночь
 
Ночью у дорожного столба странники встречают Павла Веретенникова. Он беседует с крестьянами, записывает их песни и поговорки, а затем упрекает крестьян в том, что они много пьют. Яким Нагой ему возражает: пьёт крестьянин с горя, и грех это осуждать. Его историю Павел тоже записывает. Ещё в молодости Яким накупил сыну лубочных картинок, которые ему самому нравились. Когда в избе случился пожар, он первым делом бросился срывать со стен картинки, а все его сбережения сгорели. Выслушав Якима, странники садятся ужинать, затем вновь отправляются на поиски счастливого, оставляя караульного возле ведра с водкой.
 
Глава 4. Счастливые
 
Странники ходят в толпе и просят явиться счастливого, которого обещают угостить водкой. Услышав об этом, любители выпить выстраиваются в очередь. Первым приходит дьячок. Его счастье заключается «в благодушестве» и в рюмочке, которую нальют мужики. Затем подходит старуха, довольная своим урожаем. Следующий - солдат с медалями, счастье которого в том, что после тяжёлой службы он остался жив. Людей в очереди всё больше. Белорусский крестьянин видит счастье в том, что ест досыта ржаного хлеба. Охотник счастлив, что выжил в схватке с медведем. Нищие счастливы тем, что есть подаяние, которым они кормятся.
 
Когда ведро пустеет, один человек советует странникам спросить Ермилу Гирина, Он – простой мужик, заслуживший огромную любовь народа. Гирин служил писарем в конторе и никогда ни с кого не брал денег, а советом помогал. Когда настала пора выбирать бургомистра, люди единогласно выбрали Ермилу. Тут в разговор вмешивается поп и говорит, что Гирин сидит в остроге. Дело было так: взбунтовалась деревня Столбняки, и власти решили позвать Ермилу. Вдруг рассказ священника прервали крики. Оказалось, что поймали вора. Священник прощается, обещая рассказать историю при следующей встрече.
 
Глава 5. Помещик
 
Дальше мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева, который рассказывает о своей жизни. Свой дворянский род он ведёт от татарина Оболдуя. Гаврила Афанасьевич печалится о прежней жизни, когда всё вокруг принадлежало ему, крестьяне преклонялись, он один был главным над всеми. Мужчина вспоминает, что все дворовые его любили, а он был им как отец родной. Но всё переменилось: отобрали у помещика крестьян и землю. Всё разорили, взамен усадеб строятся питейные дома, а грамота сейчас и вовсе никому не нужна.
 
Часть 2
Последыш
 
На следующий день мужики выходят к Волге на сенокосные луга. К берегу причалили три лодки. В них дворянская семья: два барина с женами, их дети и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему. В одном месте он велит разметать сухой стог: сено еще не досохло. Его приказ исполняют. Этот старик – князь Утятин, крестьяне называют его Последышем. Узнав об отмене крепостного права, он слёг с ударом. Своим сыновьям он сказал, что они остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян подурачить помещика, пообещав, что после его смерти подарят деревне пойменные луга. Старику сказали, что царь велел вернуть крепостных назад помещикам, тот обрадовался и встал на ноги. Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и умирает. Деревня Вахлаки вздыхает с облегчением, но лугов им никто не отдаёт, суд длится по сей день.
 
Часть 3
Крестьянка
 
Странники отправляются к Корчагиной Матрёне Тимофеевне, женщине 38 лет. Она рассказывает о своей жизни. После того, как она вышла замуж, муж её Филип поехал на заработки, а её оставил со своей семьёй. Матрёна родила сына Дёмушку. Старый дед Савелий один жалеет женщину, она без устали работает на семью. Свекровь запрещает Матрёне брать сына в поле: с ним она мало работает. За ребёнком смотрит дед, но однажды он засыпает, и ребёнка съедают свиньи. Старик Савелий уходит на покаяние в Песочный монастырь. Были у Матрёны и другие дети. Когда она была беременна, то пошла в город, просить вернуть забранного в солдаты мужа. Прямо в приёмной у Матрёны начались роды, а губернаторша, Елена Александровна, помогла ей. С тех пор Матрёну прозвали «губернаторшей» и «счастливицей». Но женщина говорит мужикам, что счастливую среди женщин они не найдут никогда.
 
Часть 4
Пир на весь мир
 
В селе Вахлачина идёт пир. Сюда собрались все: и странники, и Клим Яковлич, и Влас-староста. Заходит спор о том, кто грешнее всего. Божий странник Иона рассказывает историю «о двух грешниках», о разбойнике Кудеяре. Игнатий Прохоров рассказывает историю о старосте. Он скрыл последнюю волю своего хозяина, который решил перед смертью отпустить на волю крестьян. Но староста, соблазнившись деньгами, разорвал вольные. Толпа подавлена. Поются песни: «Голодная», «Солдатская». Но настанет на Руси время и для добрых песен. Подтверждение тому – два брата-семинариста, Савва и Гриша. Семинарист Гриша, сын дьячка, уже с пятнадцати лет мечтает посвятить свою жизнь счастью народному. Судьба готовит Грише «путь славный, имя народного заступника, чахотку и Сибирь». Гриша поёт, и жаль, что его не слышат странники, ведь тогда бы они поняли, что уже нашли счастливого человека.

Кратко об авторе

Николай Алексеевич Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов
(10 декабря 1821 г. - 8 января 1878 г.)
Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы. Николай Алексеевич родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения...