
Русский писатель, один из наиболее известных сатириков XIX века, журналист, государственный деятель.
Биография
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — известный русский писатель, журналист и редактор журнала «Отечественные записки», также занимавший посты вице-губернатора в Рязани и Твери. Родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в старинной дворянской семье. С десятилетнего возраста начал обучение в Московском дворянском институте, а затем продолжил его в Императорском Царскосельском лицее, который успешно окончил в 1844 году.
В августе того же года, Салтыков-Щедрин начал службу в канцелярии военного министра, хотя увлечение литературой значительно преобладало в его жизни. Начинал он с написания небольших рецензий для «Отечественных записок», вскоре перешёл к созданию повестей, таких как «Противоречия» и «Запутанное дело». В феврале 1856 года был переведен в министерство внутренних дел, позднее был назначен министерским чиновником особых поручений, и откомандирован в Тверскую и Владимирскую губернии. В марте 1858 года Салтыков-Щедрин получил должность вице-губернатора Рязани, а в апреле 1860 года — Твери. В этот же период он активно занимался литературной деятельностью, публикуясь сначала в различных журналах, а с 1860 года преимущественно в «Современнике». Между 1858 и 1862 годами он создал два сборника: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе».
В начале 1862 года Михаил Евграфович впервые вышел в отставку с целью переехать в Москву и основать там новый журнал. Однако, не сумев воплотить эту идею в жизнь, переехал в Санкт-Петербург и уже с начала 1863 года стал одним из редакторов «Современника». Из-за постоянных трудностей с цензурой в работе «Современника», Салтыков-Щедрин был вынужден вернуться на государственную службу. С 1 января 1868 года, когда Николай Некрасов возглавил «Отечественные записки», Салтыков-Щедрин стал одним из его ведущих сотрудников. В июне 1868 года он окончательно оставил службу и стал со-руководителем журнала, а после кончины Некрасова — его единственным официальным редактором. До 1884 года, пока существовал журнал, он работал исключительно для него.
10 мая 1889 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен, согласно своему завещанию, на Волковском кладбище рядом с Иваном Сергеевичем Тургеневым.
Десять фактов
- Дворянское происхождение: Салтыков-Щедрин происходил из старинного дворянского рода, что дало ему возможность получить отличное образование в престижных учебных заведениях, таких как Императорский Царскосельский лицей.
- Псевдоним «Щедрин»: Использование псевдонима «Щедрин» началось в середине 1850-х годов, когда из-за цензуры ему приходилось писать под другим именем, чтобы публиковать более сатирические и критические произведения.
- Политическая сатира: Его творчество отличается резкой социальной и политической сатирой, высмеивающей бюрократию и пороки русского общества. Одним из самых известных примеров является роман «История одного города».
- Журналистская деятельность: В качестве редактора журнала «Отечественные записки», Салтыков-Щедрин оказал значительное влияние на общественно-политическую журналистику своего времени.
- Ссылка в Вятку: В 1848 году за либеральные настроения и неблагонадежное поведение он был сослан в город Вятка, где провел около семи лет, но продолжал заниматься литературной и административной деятельностью.
- Должность вице-губернатора: В течение нескольких лет он занимал должность вице-губернатора в Тверской и Рязанской губерниях, что давало ему богатый материал для сатирического осмысления государственной службы и чиновничества.
- Литературное наследие: Салтыков-Щедрин оставил после себя огромное литературное наследие, включая множество повестей, рассказов и очерков, таких как «Господа Головлёвы» и «Сказки для детей изрядного возраста».
- Острый язык: Он был известен своим острым языком и сарказмом. Многие из его цитат и афоризмов стали популярными выражениями, используемыми до сих пор.
- Влияние на русскую литературу: Его работа оказала огромное влияние на развитие русской литературы, особенно в жанре сатиры, заложив основы для последующих писателей-сатириков.
- Критика и непонимание: При жизни его сатира часто не принималась современниками или вызывала противоречивые отклики из-за своей остроты и смелости в критике политической системы и общества. Однако сегодня его творчество считается важной частью русской литературной классики.